Цели и основные задачи эксперимента
Целью работы ГЭП второго уровня является распространение разработанной на предыдущем этапе эксперимента технологии деятельностного метода в повседневной практике работы общеобразовательных учреждений.
Основной задачей ГЭП на втором этапе является разработка и апробация механизма и моделей внедрения в образовательную практику округов результатов предыдущей экспериментальной работы, технологии их экспертизы и трансляции. Эта задача решается в рамках направления «Апробация механизма и разработка моделей внедрения в образовательную практику дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (на примере курса математики)».
Актуальность внедрения деятельностного метода обучения в практику работы массовой школы обосновывается необходимостью реализации государственных образовательных стандар-тов нового поколения (2004, проект 2006).
В рамках данной ГЭП работают два направления ЭД первого уровня по актуальным проблемам развития ДСДМ «Школа 2000...»:
- «Апробация дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» в непрерывных курсах естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов»
- «Построение модели подготовки студентов педколледжей к реализации деятельностного метода обучения»
Концептуальная идея, положенная в основу экспериментальной деятельности второго уровня, заключается в следующем: преодолеть затруднения, возникающие в процессе рас-пространения инновации системного характера (в том числе, и в процессе освоения педа-гогами ДМО), возможно при создании регионального субъекта образовательной практики, который полномочно и полноправно осуществляет общую координирующую функцию и функции управления всей данной инновационной системой деятельности в целом как на стадии ее построения, так и на стадии обеспечения нормального функционирования.
Ожидаемыми результатами в практике образования являются:
- педагогические коллективы, имеющие опыт организации учебного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода «Школа 2000...» на ступенях дошкольной подготовки, начальной и средней школы, среднего профессионального образования;
- модели внедрения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (базовый уровень) в практическую деятельность региональных образовательных учреждений в условиях различных образовательных концентров (на примере непрерывного курса математики 0–6);
- методическое обеспечение деятельности региональных отделов деятельностного метода обучения;
- система сетевого взаимодействия на базе региональных учебно-методических центров, обеспечивающая рефлексивное сопровождение в процессе внедрения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» в педагогическую практику;
- конкретные образцы-сценарии уроков по формированию у учащихся деятельностных способностей на материале курсов основных общеобразовательных предметов математического (7–9 классы), естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов в выделенных концентрах;
- образцы заданий, используемых для диагностики и контроля деятельностных способностей студентов педагогических колледжей в рамках их профессиональной деятельности;
- количественные показатели, характеризующие эффективность использования дидактических средств, обеспечивающих включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность для достижения требуемого качества образования.
- Ожидаемыми результатами в педагогике являются:
- апробированный механизм и модели внедрения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (базовый уровень) в практическую деятельность региональных образовательных учреждений в условиях различных образовательных концентров;
- апробированные модельные образцы реализации ДСДМ в процессе преподавания основных предметов естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов на этапах обучения ДОУ–НШ–СШ–ППО;
- образцы методик преподавания различных дисциплин на дошкольной ступени обучения, в начальной и средней школе, в педколледже, ориентированные на реализацию современных целей образования.