ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

Информация для родителей дошкольников

Что важно знать родителям дошкольников 


Отвечают педагоги-экспериментаторы

Что нужно знать родителям, если в детском саду с ребенком занимаются  по программе «Школа 2000…»?

Главной целью программы является всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых для успешной самореализации в жизни.
Программа нацелена сформировать у ребенка познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих задач сориентирован весь курс дошкольной подготовки по математике, разработанный в Ассоциации «Школа 2000…».

Основными задачами математического развития являются:
  • Формирование мотивации учения, ориентируемой на удовлетворение познавательных интересов, радости творчества;
  • Развитие мыслительных операций;
  • Формирует умение понимать правила игры и следовать им;
  • Развивает вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • Развивает речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • Увеличивает объем внимания и памяти;
  • Формирует произвольность поведения, умение владеть волевыми усилиями, учит устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • Формирует общеучебные умения и навыки.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных признаков и обобщения.

Занятия с детьми – это система дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.
Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игрой деятельности. Занятия проводятся в атмосфере доброжелательности, для каждого ребенка создается ситуация успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов, но и для сохранения и поддержки его здоровья.


В комплект «Игралочка» входит один альбом-тетрадь, который на занятиях в группах младшего дошкольного возраста не используется – он предназначен для совместной работы детей с родителями после занятий. Комплект «Игралочка» для детей старшего дошкольного возраста напротив содержит задания, которые дети выполняют на занятиях, а какую-то часть рекомендуется выполнять дома вместе с родителями. Конечно, никто не обязывает родителей дополнительно заниматься со своими детьми. Альбомы тетради лишь предоставляют им шанс внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Это шанс не только подготовить своего ребенка к школе, но и вместе научиться преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, стать его заинтересованным участником.

Занятия в тетрадях следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-то интересным делом: ведь ему предлагается поиграть, а игра – дело добровольное.

В конце альбома приведены рекомендации для родителей, которые помогут им методически грамотно построить беседу с ребенком. Ни в коем случае не следует торопить ребенка или останавливать ребенка – каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять ему, что и как надо делать. Ребенок должен попробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!» Надо набраться терпения и выслушать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения ребенка: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, как выслушать все мысли ребенка до конца.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания за один раз. Если у малыша пропал интерес – надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом.

При переходе в старшую, а затем и в подготовительную группы, часть заданий дети выполняют вместе с воспитателем в группе. Постепенно дошкольники приобщаются к формам работы, которые ожидают их в школе. Содержание заданий активизирует их мыслительную деятельность, заставляет наблюдать, анализировать, перебирать различные варианты решений. В результате этой работы, с одной стороны, формируются те качества, которые как раз и определяют психологическую готовность ребенка к школе, а с другой – закладываются основы развития всех содержательно-методических линий курса математики основной школы.  
Ефременкова О. В.( воспитатель, д/с № 1504, г. Москва)

Не вредит ли программа «Школа 2000…» здоровью дошкольников?

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия с детьми строятся так, что дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, т.е. играют, не замечая, что идет обучение. Во время занятия идет частая смена положения у детей (на ковре, за столами, у фланелеграфа, сидят, стоят, танцуют, бегут, ползут и т.д.). На занятиях проводятся физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключить активность детей, не выходя из игровой ситуации.
Реализация дидактических принципов обеспечивают сохранение и поддержку психического здоровья детей.
Продолжительность занятий изменяется при переходе детей с одной ступени обучения на другую. В младшей группе она составляет примерно 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, а в подготовительной – 30 минут.
Ефременкова О. В.( воспитатель, д/с № 1504, г. Москва)

Для чего в детском саду нужны задания, в которых несколько вариантов ответов?

Читая детям сказки, мы не раз сталкиваемся с тем, какой выбор делают герои для достижения своей цели: "Налево пойдёшь - коня потеряешь! Направо пойдёшь - любовь обретёшь! и т.д.". Так и в жизни, подбирая нужный вариант, мы добиваемся чего-то, о чём мечтали.
Давая ребёнку задания с несколькими вариантами ответов, мы развиваем вариативность его мышления, помогаем из множества правильных вариантов, выбрать свой вариант, который он может обосновать и доказать правильность выбора. И если так случится, что выбранный вариант не пригоден, ребёнок с лёгкостью может подобрать другой и добиться поставленной цели.
Жукова Н.К. ( воспитатель, д/с № 1504, г. Москва)

Подходит ли эта программа для неусидчивых детей с рассеянным вниманием?

Конечно, эта программа подходит для неусидчивых детей, т.к. все занятия проходят в игровой, привычной для детей форме. На занятиях, дети принимают различные роли, помогают героям в трудных ситуациях и т.д.; манипулируют различными предметами, перемещаются по группе, а не только сидят за столами, что благотворно влияет на открытие нового для себя знания, и на запоминание материала, а так же успешного применения его в дальнейшей жизни.
                                                               Жукова Н.К. ( воспитатель, д/с № 1504, г. Москва)


Мой ребенок ходит в д/с, в котором занимаются по программе Васильевой. Я бы хотела сама заниматься со своим ребенком по Вашей программе.

Достаточно ли будет мне просто купить методичку для педагога и тетрадь?

Я считаю, что недостаточно. Для успешного освоения программы ребенком нужно самой владеть технологией деятельностного метода. В Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» при АПК и ППРО РФ проводятся курсы, которые могут быть полезными не только педагогам, но и всем заинтересованным родителям.
Титаева С. Н., ( воспитатель, д/с № 1504, г. Москва)

Ребенок в детском саду занимался по программе «Школа 2000…». К сожалению, в нашем районе нет школ, работающих по Петерсон.

Сможем ли мы учиться в школе, работающей по традиционной программе?

Да, т. к. программа соответствует требованиям Министерства образования и науки, и государственного стандарта.
Феденюк Т. А., ( воспитатель, д/с № 1504, г. Москва)

У меня застенчивый и тревожный ребенок.

Стоит ли отдавать его в группу, в которой занимаются по Петерсон?

Да, можно и нужно привлекать застенчивых и тревожных детей к занятиям в деятельностном методе.

Какие плюсы для этих детей:

  • Занятия проводятся по подгруппам (застенчивые и тревожные дети теряются в большой группе).
  • Отсутствие отрицательных оценок со стороны педагога (принимается любой ответ и тактично выводится на правильный).
  • Возможность отвечать на занятии тогда, когда ребенок может и хочет ответить.
  • Установка на успех.
  • Тревожным детям очень важно понимать, что они делают и зачем. В этом отношении каждое занятие в системе имеет законченный сюжет.
Шейнина Н. Р., (педагог-психолог, д/с № 1504, г. Москва)

Зачем маленьким детям такие сложные задания?

В детский сад приходят дети с разным уровнем развития, поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. В связи с этим, наряду с заданиями, которые дети могут выполнить самостоятельно, им предлагаются задания, требующие от детей смекалки, наблюдательности. На каждом занятии мы настраиваем детей на успех, а решение таких, казалось бы, сложных заданий, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. Дети при этом осваивают необходимый «минимум», но не тормозят развитие более способных детей.
Сахарова Т. В., (педагог-психолог, д/с № 1504, г. Москва)

На развитие каких качеств направлена программа Петерсон?

Естественно, что основной целью занятий по математике является формирование познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям. Но математика остается математикой в любой программе, будь она традиционной или развивающей. Главная ценность программы «Школа 2000…» состоит в том, что мы закладываем основу для успешной и счастливой жизни каждого ребенка в будущем.
Наша цель – воспитание «успешного» человека, который не боится трудностей и умеет и знает, как их преодолеть, умеет ставить  цели и соотносить свои возможности, умеет признавать свои ошибки и учится на них, верит в себя, умеет выражать и отстаивать свои мысли, умеет общаться и договариваться с людьми.
Сахарова Т. В., (педагог-психолог, д/с № 1504, г. Москва)

Как правильно заниматься с ребёнком в тетради  «Игралочка»?

Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Но тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определенные задания, которые перестанут быть интересными ребенку, если он предварительно пролистает ее несколько раз. Чтобы избежать этого, из тетради вырезают по пунктиру по одному листу, который и дают ребенку.
После очередного занятия по математике в детском саду воспитатели дают один лист из тетради с заданиями домой.

Занятия по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра — дело добровольное!
Дома перед началом работы необходимо заинтересовать ребёнка. Скажите ребёнку, что у вас для него есть подарок, но этот подарок надо найти. Превратите поиск подарка в игру, проявите свою фантазию.

Как правило, на странице представлены два и более задания. Для того чтобы ребёнок не отвлекался, закройте чистым листом задания, которые в данный момент не рассматриваются. В поле зрения ребёнка должна быть одна картинка.
Сначала с ребёнком нужно рассмотреть картинку. Попросите назвать известные предметы и явления, расскажите о тех, которые ему не известны. Не торопите и не останавливайте своего малыша: каждый ребёнок работает в своём темпе.

Не надо сразу же объяснять ребёнку, что и как он должен делать. Пусть он сначала попробует сам, а вам надо набраться терпения и выслушать всё, что скажет вам ребёнок. Если вы видите, что ребёнку трудно самому, предложите свою помощь.


Все задания на листе делать за один раз не обязательно. Если ребёнок устал или у него пропал интерес, надо прерваться.  Но если вы уже начали выполнять какое-то задание, то его надо довести до конца.
Ставьте галочку возле того задания, которое вызвало у ребёнка наибольшее затруднение. Воспитатель сможет отследить, какой материал даётся ребёнку с трудом и скорректирует дальнейшую свою работу.
Сухова Т. М., (педагог-психолог, д/с № 1504, г. Москва)

Для каких детей рекомендована программа «Школа 2000…»?

Программа подходит для всех детей! Именно благодаря тому, что одним из принципов, который лежит в  основе  реализации программы, является принцип МИНИМАКСА, по программе «Школа 2000…» могут обучаться и «слабенькие» дети и одаренные.

Суть принципа минимакса проста:
  воспитатель предлагает детям содержание материала на максимальном уровне, который определяется «зоной ближайшего развития» детей данной возрастной группы и создает условия для освоения этого содержания на уровне, не ниже минимального уровня, соответствующего данной образовательной программе.

Все дети индивидуальны, имеют свой уровень развития, и каждый ребёнок развивается своим темпом. Учебное содержание не может быть ориентировано на «среднего» ребёнка, а должно быть интересным всем детям, с разными способностями, особенностями, увлечениями, уровнем развития. Принцип минимакса обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом.
Поэтому, готовясь к занятию, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности всех детей группы, подбирать для каждого из них такие задания, которые соответствуют индивидуальному уровню развития; а также создавать условия для освоения каждым ребёнком минимального уровня знаний и умений по теме занятия.
Сухова Т. М., (педагог-психолог, д/с № 1504, г. Москва)

Не спешит ли программа? Почему в детском саду дается материал начальной школы?

Я бы не стала утверждать, что в детском саду дается материал начальной школы. В детском саду мы формируем элементарные математические представления в ходе дидактической игры, а не занимаемся монотонной тренировкой. Мы даем детям инструмент – умение понимать, где я ошибся и почему, найти способ решения, попробовать решить возникшую проблему, используя этот способ.

В системе Людмилы Петерсон знания даются по принципу „слоеного пирога". В три, в четыре, в пять лет, равно как и в первом, втором, третьем классе, малыш получает, можно сказать, одни и те же знания. Только с каждым разом меняется уровень восприятия и глубина проникновения в суть предмета. Таким образом, если малыш в четыре года не освоил, как это — выстраивать закономерность из трех зеленых кубиков и одного красного, он вернется к тем же закономерностям в пять лет. Правда, там уже придется догадываться, какой кубик выложить следующим в цепочке: два синих — два красных — один желтый. Но ребенок неожиданно для себя поймет, что все ведь просто! Начинай сначала и повторяй „ритм" пока кубики не кончатся! И у мамы от сердца отляжет: „Все-таки умница у меня малыш, разобрался с кубиками! Программа «Школа 2000…» дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, и затем освоить его на новом витке развития.
Белоногова О. В., (педагог-психолог, д/с № 1504, г. Москва)

Мы благодарим  наших коллег, педагогов-экспериментаторов, за помощь в подготовке данного материала!