Основные риски программы
-
Неподготовленность учителя.
Случается, что к нам обращаются родители, которые жалуются на то, что их ребенок «не тянет» программу Петерсон Л.Г., что программа «слишком сложная и подходит только сильным деткам».
Мы авторитетно заявляем, что наша программа подходит для всех детей!
Именно благодаря тому, что одним их принципов, который лежит в основе реализации программы, является принцип МИНИМАКСА, по программе «Школа 2000…» могут обучаться и «слабенькие» дети и одаренные.
Чаще всего подобные вопросы и нарекания возникают у тех родителей, чьи дети учатся у педагога, не прошедшего соответствующую подготовку по программе.
Такая подготовка необходима, так как в курсе реализован новый деятельностный метод обучения и новые методики. Они позволяют детям, с одной стороны, осознанно и с интересом осваивать курс математики, а с другой, приобретать деятельностные способности, развивать логическое мышление и познавательную активность.
В Центре «Школа 2000…» АПК и ППРО создана
система курсовой подготовки и выпущена
методическая литература, которая позволяет учителю на курсах или заочно подготовиться к грамотному использованию курса математики Л.Г. Петерсон.
Учитель, работающий по программе «Школа 2000…» в первую очередь должен САМ обладать тремя самыми очень важными качествами: готовностью к самоизменению, саморазвитию и самообучению.
Притча «Истинные знания»
Однажды школьный Учитель пришел к очень уважаемой Учительнице и обвинил ее в том, что ее метод обучения абсолютно алогичен, что это какая-то безумная болтовня, и в некоторых других вещах такого рода. Учительница достала из своей сумки драгоценный камень. Она указала на магазинчики торгового центра и сказала:
- Отнесите его в магазины, где продают изделия из серебра и батарейки для часов, и посмотрим, сможете ли Вы получить за него сотню золотых фунтов.
Школьный Учитель перепробовал все, что мог, но ему предлагали не больше, чем сотню серебряных пенсов.
- Отлично, - сказала Учительница. – А теперь пойдите к настоящему ювелиру и посмотрите, что даст Вам он за этот камень.
Школьный Учитель отправился в ближайший ювелирный магазин и был несказанно удивлен, когда ему вдруг предложили десять тысяч золотых фунтов за этот камень.
Учительница сказала:
- Вы пытались понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень.
Если вы хотите уметь определять истинную ценность камня,
станьте ювелиром.
-
Нарушение дидактических принципов МИНИМАКСА и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ
Принцип мимнимакса – заключается в том, чтобы предложить ученику возможность освоения содержания образования на высоком уровне (уровне максимума, определяемого зоной ближайшего развития детей) и при этом создать психологически комфортную среду («Ничему меня не научит то, что тычет, талдычет, жучит…»).
И тогда каждый ребенок сможет достичь своего возможного максимума, который превысит социально безопасный минимум − он вырастет созидателем. И в этом ему должны помочь учителя и родители.
Не все взрослые к этому готовы, так как такой опыт в школе или у себя дома пережили далеко не все. Но этому можно и нужно научиться!
Все дети разные, а значит, в учебнике должен быть предложен весь спектр заданий, которые станут «точкой роста» для учеников разного уровня подготовки. Но беда, если учитель скажет: «Все обязаны выполнить всё, а кто не справится − …».
Если человека заставить поднять непосильный груз − он надорвется, но и без нагрузок он заболеет. Поэтому нужно найти «меру трудности» для каждого ученика. Не следует ожидать, что каждый выполнит все задания из учебника, должен быть выбор, например: «Реши одно из этих четырех заданий по своему выбору».
Лучше всего он сделает это сам, когда стремится преодолеть высокую планку. Задача взрослых − вдохновить, вселить в ребенка веру в успех, заметить и поддержать любое, пусть даже самое маленькое, его движение вперед, считать неудачную попытку «рабочей ситуацией», эмоционально поддержать успех.
Притча «Воспитатель - тот же Садовник»
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. (Абдул-Баха)
-
Одновременное использование нескольких курсов математики.
Курс «Учусь учиться» − это целостная система, включающая в себя новое содержание, новые методики и метод обучения, которые при их грамотном использовании достаточны для обеспечения высоких результатов обучения по всем параметрам.
Одновременное же использование нескольких учебников может привести к перегрузкам детей. Например, если учитель работает на уроке по одному учебнику, а домашнее задание задает по учебнику Л.Г. Петерсон, то дети, очевидно, не смогут сделать его самостоятельно. Напомним, что по нормам, заложенным в курсе, обязательная часть домашнего задания не может превышать 15−20 минут самостоятельной работы ребенка.
-
Завышенные ожидания родителей.
Иногда родителям натерпится увидеть результаты обучения ребенка по развивающей программе, и если результаты не совпадают с их ожиданиями, наступает разочарование.
Дорогие родители!
Принцип минимакса распространяется и на общение детей с родителями. Безусловно, мы хотим, чтобы наши дети освоили максимум. Но они такие, какие есть – со своими возможностями и способностями. Давайте любить их такими!
Будьте терпеливы, вместе вы обязательно добьетесь успеха. Но это возможно только при условии доброжелательной атмосферы, взаимопонимания, доверия, психологической комфортности.
«Если вам натерпится увидеть результаты своих трудов, это все равно, что есть незрелый плод».
Программа Людмилы Георгиевны Петерсон развивает в детях такие качества как целеустремленность, готовность к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию, коммуникативные навыки. Это именно те качества, которые пригодятся Вашему ребенку не только в школе, но и во взрослой жизни!
-
Использование некорректной литературы
Будьте осторожны!
Нередко можно встретить педагогические разработки, которые не имеют к нам никакого отношения и, более того, содержат грубые ошибки, противоречат основополагающим идеям программы и просто здравому смыслу!
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» не несет ответственности за литературу и диски, не представленные
на нашем сайте.