Вопрос:
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой УМК использовать в 7-9 классах, если в 1-6 классах математика велась по программе Л.Г. Петерсон? Ведь учебников Л.Г. Петерсон в федеральном перечне нет. Спасибо.
Юрий Шишков
Ответ:
Здравствуйте, Юрий! Мы рады, что в своей работе Вы используете учебники курса «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон. То, что Вы организовали изучение математики в 5 – 6 классах по учебникам, продолжающим курс для начальной школы, показывает, что Вы понимаете, как важна преемственность в содержании, методике и технологии изучения любого учебного предмета, и в частности, математики. Конечно, самым лучшим учебником для 7 – 9 класса будут являться учебники курса «Учусь учиться», написанные под руководством Л.Г. Петерсон. В настоящее время все учебники для 1 – 9 классов, в том числе и учебники для 7 – 9 классов, получили положительное заключение всех видов экспертиз, необходимых для включения всех учебников программы в обновленный Федеральный перечень. По словам главного редактора издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (торговый дом «Просвещение») к.п.н. Панасенковой Ольги Алексеевны, издательство имеет возможность поддержки образовательных организаций информационными письмами в период ожидания обновления Федерального перечня.
Если же получения такой поддержки со стороны издательства не достаточно, Вы можете взять другие учебники, а наши учебники использовать в качестве дополнительных учебных пособий. Это позволит Вам поддерживать прежний уровень сложности и тот познавательный интерес, который был сформирован у учащихся за предыдущие годы.
Дело в том, что программа курса строилась так, чтобы по окончании шестого класса проблема преемственности со следующей ступенью обучения не возникала. С седьмого класса, учащиеся, начинают изучать новые для них учебные предметы – алгебру и геометрию. Изучая курс математики 1 – 6 класса по программе «Учусь учиться», учащиеся, во-первых, овладевают всем необходимым учебным содержанием, которое требуется для успешного освоения этих новых предметов, и во-вторых, по многим параметрам превышают его. Поэтому фактически учитель может взять любой учебник из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию. Вместе с тем знания детей, учившихся по учебнику Л.Г. Петерсон (Л.Г. Петерсон и Г.В. Дорофеева), во многом превышают знания их сверстников, обучавшихся по другим программам, поэтому программа Л.Г. Петерсон может стать основой и для углубленного изучения алгебры в 7 – 9 классах.
Говоря об учебниках конкретных авторов по алгебре, у нас есть большой положительный опыт использования учебника Дорофеева Г.В., Суворовой С.Б., Бунимовича Е.А. Задания в этом учебнике разбиты на два уровня, что позволяет дифференцировать работу на уроке. Заданий достаточно на отработку умений, как на базовом, так и на продвинутом уровне. Такая структура учебника помогает реализовывать принцип «минимакса», заложенный в нашем учебнике. Кроме того, в конце каждой главы предложены задания для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению математики. Мы не настаиваем именно на этом учебнике, учитель здесь свободен в своем выборе. Важно, чтобы при организации учебного процесса учителем соблюдались принципы, к которым дети, обучающиеся по учебнику Л.Г. Петерсон, привыкли с первого класса (принцип деятельности, минимакса, творчества, вариативности и другие принципы дидактической системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон) – для этого Вы можете использовать систему заданий из учебников курса «Учусь учиться», используя их как дополнительные.
Что же касается, учебников по геометрии, то и здесь учитель может выбирать тот учебник, который кажется ему более предпочтительным. Дело в том, что особенностью курса математики «Учусь учиться» является мощная подготовка к изучению геометрии в средней школе. База, заложенная в нашем учебнике, помогает учащимся начать изучение геометрии в «комфортных» условиях по любому учебнику: они знают, как правильно строить определение, понимают основные логические законы и структуру логического следования, осознают необходимость логического доказательства общих утверждений, у них накоплен большой практический опыт геометрических построений, исследований и открытий геометрических закономерностей.
Желаем Вашим детям получать не только пользу, но и удовольствие от изучения математики!
С уважением, старший методист
Института системно-деятельностной педагогики
Рогатова Марина Викторовна