ПЕТЕРСОН ПЕТЕРСОН

НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики», научный руководитель Л.Г. Петерсон

Aa

Частые вопросы

Программа математического развития дошкольников «Игралочка» представляет собой начальное звено непрерывного курса математики для детей от 3 до 15 лет. Поэтому, конечно, было бы логичнее, чтобы ребенок продолжил обучение в школе по системе «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон. Но, если такой возможности нет, это не повод отказываться от программы.
Программа «Игралочка», в первую очередь, направлена на то, чтобы пробудить у ребенка интерес к математике; развивать его мышление, речь, воображение и другие психические функции; научить получать удовольствие от умственной деятельности, преодоления затруднений, решения сложных и нестандартных задач.
Опираясь на такой опыт, Ваш малыш будет успешен по любой школьной программе!

Технология «Ситуация» представляет собой адаптированный для дошкольного образования вариант технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, которая была разработана в середине 1990-х годов, т.е. около 25 лет назад. За это время она прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Эта технология позволяет педагогу моделировать образовательные ситуации, в которых дети не получают новые знания в готовом виде, а самостоятельно «открывают» их через эксперименты, моделирование, выдвижение и проверку гипотез.
Все занятия с детьми строятся таким образом, что ребята не только приобретают новые знания и умения, но еще учатся сталкиваться с затруднениями и эффективно их преодолевать, приобретая тем самым веру в свои силы, а также готовность к решению еще более интересных и сложных задач.
Технология «Ситуация» реализовывается на основе принципов деятельностного метода обучения, которые не допускают создание лишней нагрузки на организм и психику дошкольника. В частности, принцип «психологической комфортности», название которого говорит само за себя, а также принцип «минимакса», подразумевающий, что каждый ребенок развивается в своем темпе, осваивая содержание программы на уровне своего возможного максимума.
Программы «Мир открытий» и «Игралочка», которые основаны на технологии «Ситуация» соответствуют ФГОС ДО, занятия проходят в игровой форме и составлены с учетом СанПиН.

Действительно, содержание программы «Игралочка» представлено на достаточно высоком уровне сложности. Однако, этот содержательный максимум не обязателен для освоения каждым ребенком. Это сделано для того, чтобы не тормозить развитие детей, чтобы каждый ребенок мог достигнуть своего максимума. Темп обучения у каждого ребенка свой, связанный с его индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями. В программе выделен так называемый содержательный минимум — умения, которыми при ее последовательном освоении овладевают все дети. Главная цель программы «Игралочка» – увлечь детей математикой, научить их мыслить и получать удовольствие от решения самых разных задач.
Поэтому программа «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой подходит для всех детей – независимо от уровня развития и способностей.

ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ:

  • Учебник математики (твердый переплет), 1 класс в трех частях
    ИЛИ
  • Учебное пособие по математике (на печатной основе в мягком переплете), 1 класс в трех частях

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ:

  1. Рабочая тетрадь по математике
    Рабочая тетрадь к учебнику математики или учебному пособию по математике, 1 класс в трех частях. Включает задания для пробного действия по новой теме, задания для тренинга, задания повышенной сложности и логические задачи.
  2. Блок-тетрадь эталонов «Построй свою математику»
    Свод правил, алгоритмов, определений, опорных схем и т. д. курса математики «Учусь учиться».
  3. Развивающие самостоятельные и контрольные работы
    Развивающие самостоятельные и контрольные работы по математике в трех частях. Реализуют систему выращивания способностей учащихся к самопроверке и самооценке. Содержат образцы для самопроверки, задания для самоконтроля, обязательные и дополнительные задания, таблицы самооценки.
  4. Пособие «Радуга»
    Сборник заданий для тренировки вычислительных навыков в форме устного счета.
  5. Учебное пособие по надпредметному курсу «Мир деятельности»
    Надпредметный курс для развития общеучебных навыков (soft skills) и умения учиться в целом. Подходит к любому предметному курсу. Учебное пособие для ученика «Мир деятельности» включает в себя книгу с наклейками и разрезной материал.

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Аналогичные учебники и пособия разработаны для каждого класса начальной школы.


Да, можно. Это два альтернативных варианта.

Учебник в твердом переплете обычно закупают школы, так как их можно использовать многократно.

Родитель с ребенком может заниматься по учебному пособию (в мягком переплете), в котором ребенок сразу выполняет часть заданий.

Отметим, что для более глубокого и прочного закрепления изученного материала вместе с учебником или учебным пособием мы рекомендуем использовать рабочую тетрадь по математике.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Часть заданий данных пособий ребёнок выполняет в обычных тетрадях в клеточку.


Да, можно начинать работать по учебникам математике Л.Г. Петерсон «Учусь учиться», начиная с любого класса. Развивающий эффект курса будет виден, но важно создать необходимый фундамент для такого перехода.

Построение содержания курса математики «Учусь учиться» для 1–9 классов на основе деятельностного подхода, уникальные авторские методики обучения математики и новые способы организации образовательной деятельности учащихся позволяют системно, на каждом этапе обучения вовлечь учащихся в полноценную математическую деятельность.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!  Мы приготовили для педагогов «карты перехода» и систему методического сопровождения, которые помогут правильно отобрать содержание и скорректировать программу курса математики «Учусь учиться» для адаптации в соответствии с уровнем подготовки ребёнка. Для согласования деталей и уточнения конкретных вопросов рекомендуем обратиться к педагогу, в класс которого вы планируете перейти. 


Если Ваш ребенок испытывает затруднение при выполнении задания, скорее всего он не понимает, каким способом надо выполнять данное задание. В этом случае предлагаем задать ребенку следующие вопросы:

  1. Расскажи задание, которое тебе надо выполнить?
  2. Как ты его делал?
  3. В чем трудность?
  4. Повтори и примени правило.

Давайте уточним, почему именно эти вопросы мы предлагаем задать ребенку?

  • Почему ребенку сначала надо рассказать взрослым, какое задание дано? (Чтобы ребенок включился в диалог, еще раз уточнил, какое задание ему надо выполнить.)
  • Зачем ребенку проговаривать, как он пробовал выполнить задание? (Проговаривание своих действий поможет ребенку найти место своей ошибки.)
  •  Зачем надо определять, в чем трудность? (Чтобы найти правило, которое поможет ребенку выполнить задание.)
  • Как ребенок будет повторять и применять правило? (Сначала предлагаем ребенку прочитать правило вслух, потом рассказать его, а затем, проговаривая правило, выполнять задание).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В данном ответе мы опирались на содержание надпредметного курса «Мир деятельности» (1 класс, тема «Семья – мой помощник в учении»). Уточним, что родителю нужно помочь ребенку таким образом, чтобы было выполнено главное правило ученика – «УЧЕНИК УЧИТСЯ САМ!». Ребенок при этом должен правильно обратиться за помощью, его задача не получить готовое решение, а самому найти способ выполнения задания. Родители же выступают только в роли помощников и используют приемы активного слушанья через наводящие вопросы.

Полностью согласны с тем, что учителю должен нравиться учебник, по которому он работает, иначе ожидать хороших результатов невозможно. Но при этом не менее важно, чтобы учебник нравился и был полезен детям, а родители понимали логику математического образования своих детей.

Мы конечно же постоянно работаем над улучшением методического оснащения и содержания нашего курса, в планах нынешнего и будущего года много новых пособий и идей, в том числе, и по 6 классу. Для нас очевидно, что идеальных учебников не бывает, и мы сейчас стоим на пороге создания нового варианта нашего непрерывного курса 1−9 с его продолжением в 10−11 классы, включая и курс геометрии 7−11 (в этом контексте было бы очень интересно узнать, чего именно не достает Вашим учителям в наших учебниках). Но это вопрос не 3−4 месяцев, а нескольких лет напряженной работы. Вместе с тем, мы видим, что и действующий вариант учебников позволяет получать высокие, а нередко — лучшие в России, прорывные результаты во всех параллелях, в том числе, и в выпускных 11-х классах школ.

Победители математических олимпиад всех уровней от школьного до международного в большинстве своем (не менее 60−70% при нашей распространенности в школах около 10%) учились и учатся по нашей программе. А тренер национальной сборной России, руководитель ВсОШ Назар Хангельдыевич Агаханов считает учебник именно 6 класса лучшим из тех, которые он видел, что и побудило его стать соавтором наших учебников для 8−9 классов и привнести в наш курс культуру физтеховской математики. Для нас важно и то, что при включении в работу заложенных в курсе методик и технологий выравниваются, приобретают уверенность в себе менее подготовленные дети.

Наш курс является непрерывным, целостным, поэтому переход после 5 лет обучения на другие учебники очевидно больно ударит по детям — неизбежно последуют разрывы, разрушится логика подготовки детей к ключевому этапу обучения в 7−11 классах, которая выстраивалась с 1 класса (и даже с дошкольной подготовки) по всем линиям:

− обучение решению задач методом математического моделирования (обобщение работы, итог подводится именно в 6 классе);

− обучение решению задач разных типов (на части, проценты, на движение, на совместную работу и т.д.) — оно также выстраивается в определенной логике, которая естественно не заложена и не поддерживается в других учебниках;

− прервется алгебраическая и функциональная подготовка, которая позволяет детям «незаметно» войти в алгебру, глубже ее изучать, самостоятельно открыть формулы и алгебраические законы, осознать смысл и содержание фундаментальных понятий, таких как понятие функции;

− прервется логическая линия, вплетенная в содержание курса 6 класса, дети не смогут продолжить работу с уже изученными ими понятиями высказывания и определения, уточнить понятия свойства и признака, познакомиться с понятиями необходимости и достаточностиотрицания и логического следования, новыми методами доказательства высказываний и др., на чем основывается дальнейшее изучение математики, но нигде с детьми специально не прорабатывается;

− прервется подготовка детей к изучению курса геометрии — накопление опыта геометрических открытий, геометрических построений, осознание смысла изучения ими систематического курса геометрии,

и многое-многое другое.

То есть при переходе в 6 классе на другой учебник, с нашей точки зрения, мы лишаем наших детей необходимой базовой и мотивационной подготовки и возможности осознанной работы при изучении алгебры и геометрии в 7−11 классах.

Все это несомненно составляет большую ценность для любого учителя, и мне кажется, что главной причиной решения Ваших учителей (ни в коем случае не хочу никого обидеть) является то, что, возможно, они не в полной мере увидели и осознали тот содержательный, методический, технологический потенциал, который заложен в нашем курсе.

Наш Институт СДП оказывает разностороннюю поддержку педагогам, работающим по курсу математики «Учусь учиться» (курсовая подготовка, система бесплатных вебинаров и консультаций, записи которых есть в открытом доступе размещены на сайте Института СДП www.peterson.institute и на сайте издательства Просвещения www.prosv.ru, семинары, творческие лаборатории и др.).

Приглашаем педагогов на индивидуальные консультации или курсы повышения квалификации (вся информация есть на сайте www.peterson.institute).

Возникли вопросы?

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его с помощью формы обратной связи.

  • Родитель
  • Педагог
  • Ученик
Мальчик задаётся вопросом
Женщина задаётся вопросом
Мужчина задаётся вопросом