ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

Прошедшие мероприятия


с 19.04.2010 по 21.04.2010

Образовательные стандарты второго поколения: механизмы реализации, средства диагностики, модели внедрения на основе системно-деятельностного подхода “Школа 2000…” (опыт регионов)

Фотоальбом конференции

Видеоотчёт



Пресс-релиз

19-21 апреля 2010 года Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и Департаментом образования мэрии города Ярославля провели научно-практическую конференцию: «Образовательные стандарты второго поколения: механизмы реализации, средства диагностики, модели внедрения на основе системно-деятельностного подхода «Школа 2000...» (опыт регионов)».

Конференция прошла в парк-отеле «Ярославль». Место проведения выбрано не случайно. Город Ярославль отмечает свое 1000-летие. В связи с этим Департамент образования мэрии города Ярославля подводит итоги многолетних работ, делает выводы, выносит на обсуждение результаты экспериментальной работы и готовы делиться наработками и достижениями. Гостеприимство жителей города и предоставленные результаты высоко оценили участники конференции.

В работе конференции приняли участие более 200 представителей региональных и муниципальных департаментов и управлений образования и науки, институтов повышения квалификации и мето-дических центров, педагогических колледжей и университетов, об-щеобразовательных и дошкольных учреждений из Москвы, Ярославля, Углича, Липецка, Казани, Новоуральска, Иркутска, Хабаровска, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Мурманска, и др.

Ведущей конференции выступила советник ректора АПК и ППРО Горбунова Л.Н. Лариса Николаевна взяла в свои руки руководство таймингом конференции, выстраиванием единой линии секционных и пленарных заседаний.

Открывший конференцию заместитель мэра города Ярославля Величко В.В. выделил приоритетные задачи, встающие перед российским образованием в условиях перехода к ФГОС-2, поделился с участниками конференции актуальными вопросами, стоящими перед системой образования города Ярославля, и, конечно, поздравил с юбилеем города. 
С приветственными видеообращениями к участникам конференции обратились заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию Шудегов В.Е. и ректор АПК и ППРО РФ Никитин Э.М. В выступлениях было подчеркнуто, что в условиях обсуждения концепции федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения данная конференция приобретает особую значимость.

С приветственным словом выступил директор департамента образования мэрии города Ярославля Сибриков А.В. В своем вы-ступлении Андрей Викторович выделил цели и задачи муниципальной системы образования города Ярославля  в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения, расставил акценты и приоритеты.

На пленарном заседании и шести секциях в течение 3 дней участники конференции обсуждали наиболее острые вопросы, встающие перед всеми звеньями системы образования в условиях перехода к новым образовательным стандартам, изучали стержневой доклад Л.Г. Петерсон об образовательной системе деятельностного метода обучения как механизме реализации новой концепции ФГОС-2, модели внедрения деятельностного метода обучения, новые средства диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений, разработанных в рамках экспериментальной деятельности Центра «Школа 2000...», а также позитивный опыт работы в данном направлении, представленный регионами, делились своими профессиональными затруднениями и предлагали возможные пути решения.

Уже традицией становится посещение участниками конференции открытых уроков, где можно увидеть и прочувствовать механизм реализации деятельностного метода обучения на практике. Одновременно 200 человек посетили открытые уроки на базе образовательных учреждений города Ярославля – экспериментальных площадок  ЦСДП «Школа 2000…». Таким образом, к обсуждению поставленных участниками конференции вопросов присоединились практики, имеющие наибольший опыт по использованию предложенных механизмов, что помогло наиболее полно раскрыть весь спектр первоочередных задач и проблем. Именно после открытых уроков можно было слышать высказывания участников конференции такие как: «вот теперь я поняла, что значит деятельностный метод!» или «теперь мне понятно, каким образом можно переходить на новые стандарты!».

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги проведенной работы, изучены предложения секций и согласована общая позиция участников конференции по наиболее обсуждаемым вопросам, найдены варианты решения проблемы к переходу на новые стандарты.

Основные выводы и рекомендации:


  • Образовательная система деятельностного метода «Школа 2000…» перспективна в качестве средства реализации новой концепции федеральных государственных образовательных стандартов, доступна для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования. Дидактическая система деятельностного метода позволяет достичь высоких результатов в образовании и полностью соответствует требованиям и критериям, прописанных в новых стандартах.

  • Предложены ресурсы для эффективного внедрения и дос-тижения требуемых результатов обучения по ФГОС-2: внедрение дистанционного обучения в практику повышения квалификации работников образования (ЦСДП «Школа 2000…» работает над созданием курсов дистанционного обучения для дошкольников, учителей начальной и средней школы); создание региональных ресурсных центров подготовки и методического сопровождения учителей и воспитателей; подготовка преподавателей педвузов и педколледжей по системе «Школа 2000…»; концептуальное обоснование использования открытого УМК «Школа 2000…»; запуск региональных проектов «Мир деятельности».

  • Процесс внедрения предлагаемой дидактической системы включает в себя массовую подготовку и повышение ква-лификации педагогов и методистов. В работе по обеспечению такой подготовки и повышения квалификации должны принимать активное участие, прежде всего, региональные и муниципальные органы управления образованием, которые призваны выполнять в этом процессе не только функцию заказчиков на новые образовательные услуги, но и осуществлять проектирование, планирование и организацию самого процесса освоения региональной системой образования новой дидактической системы в целом, проведение всесторонней комплексной оценки результатов ее внедрения.

  • Опорные методические центры и базовые экспериментальные школы и детские сады, которые активно осваивают или уже в определенной степени освоили новую дидактическую систему, могут стать площадками для проведения открытых занятий, организации стажировок и патроната для педагогов-практиков и методистов, начинающих осваивать дидактическую систему деятельностного метода обучения. Для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и муниципальных методических служб эти школы и центры могут стать базовыми учреждениями, способными транслировать позитивный опыт управленческой, контрольно-инспекционной и методической деятельности в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Для этого на уровне областей и муниципалитетов необходимо создание Центра методической работы по дидактической системе деятельностного метода, миссией которого является построение на выбранной площадке образовательного пространства на деятельностной основе, а также подготовку методистов для качественной трансляции технологического процесса и его методического сопровождения.

  • Использование программы нового надпредметного курса «Мир деятельности» для 1?4 классов начальной школы и новых средств диагностики надпредметных организационно-рефлексивных умений, разработанных в ЦСДП «Школа 2000…», является интересным предложением в условиях перехода к новым образовательным стандартам, требует детального изучения на местах и включения образовательных учреждений из регионов в широкую экспериментальную апробацию. Данный курс формирует универсальные учебные действия, которые надлежит формировать у учеников в соответствии с ФГОС-2.

  • Реализация технологии деятельностного метода в ДОУ является одним из основных условий непрерывности между ДОУ и НШ при переходе к ФГОС-2; результаты психолого-педагогической диагностики дошкольников, обучающихся в ТДМ, убедительно свидетельствуют о положительной динамике развития познавательных процессов, сохранении  и поддержке здоровья детей, развития личностных качеств; в дошкольном детстве, как ни в одном другом периоде детского развития, должно существовать единство семейного и общественного воспитания; необходимо разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитателей ДОУ при освоении ДС ДМО; при создании системы трансляции деятельностного метода обучения в состав ресурсных центров и обучающих команд обязательно включать дошкольные образо-вательные учреждения.

  • Использование дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» и программы «Учусь учиться» в средней школе позволяет реализовывать принцип непрерывности между начальной и средней школы, как в содержании, так в методике и технологии. Учителя средней и старшей школы успешно используют технологию деятельностного метода на разных предметах. Необходимо управлениям образования, институтам повышения квалификации проводить курсы по обучению учителей средней школы применению технологию деятельностного метода в практике преподавания. 


Приведем некоторые отзывы участников конференции:


«Всегда интересно знакомиться с инновациями в педагогике! Вы дали такую возможность. Время, проведенное на конференции не затрачено впустую. Узнала для себя много нового. Спасибо!»
Шувалова Ольга Валерьевна

«Самое важное, что на конференции произошло не только профессиональное приращение в области освоения технологии, но и приращение с единомышленниками, а главное расширилась зона моего познания. За это огромное спасибо! Просто супер!»
Кузнецова Жанна Борисовна

«Хотелось, чтобы подобные конференции стали традициями!»
Чуринова Елена Александровна


А для нас подобные конференции, действительно, являются старой доброй традицией. И мы надеемся, что о них будет узнавать все большее количество работников образования и круг наших единомышленников будет увеличиваться на благо российского образования.


Дата начала события:  19.04.2010
Дата окончания события:  21.04.2010

Возврат к списку