Библиотека для работников образования

Механизм минимизации педагогических рисков при освоении технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации ФГОС

Автор: М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО, Н.В.Посполита, методист Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Сегодня ключевой задачей развития образовательной системы становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которые ориентированы на достижение школьниками качественно новых результатов. Одним из способов выполнения этой задачи является дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ДСДМ «Школа 2000…»)[3]. Данная дидактическая система построена на понятийных основаниях методологической теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). В основе ДСДМ лежит уникальный новый инструментарий - технология деятельностного метода обучения, которая основана на методологической версии структуры учебной деятельности[4]

1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
8. Включение в систему знаний.
9. Рефлексия деятельности на уроке.


Очевидно, что в современном образовательном пространстве сегодня существует противоречие. С одной стороны требуются основательные изменения, современные подходы, методы обучения в свете принятия новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся».[6]

Общество понимает, что наступила необходимость менять способ обучения подрастающего поколения. Ребёнок должен научиться добывать новые знания самостоятельно без помощи учителя, стать субъектом учебного процесса, а не оставаться пассивным объектом воздействия педагога. Только так мы сможем подготовить подрастающее поколение к сознательному усвоению ценностей общества. Как отмечено в документе «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации»: «…формируются современные представления о фундаментальном образовании – это таком образовании, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». 


Файлы для скачивания: