Библиотека для работников образования

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников при переходе к деятельностной парадигме образования

Автор: Л.Э. Абдуллина, аспирант Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для научных исследований и практической жизни. В этих условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий.

Изменение условий жизни приводит к коренному изменению целей и ценностей школы и дошкольного образования: парадигма образования изменяется со «знаниевой» на «деятельностную». Как отмечено в документе «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации», «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

В силу этого, новые федеральные нормативные документы образования (ФГТ ДО, ФГОС НОО), отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств, нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.

Приоритет цели саморазвития личности требует новых подходов не только к организации процесса обучения, но и новой системы взаимодействия между образовательным учреждением и семьей ребенка. Роль семьи несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека. Только в условиях тесного сотрудничества образовательных учреждений как социальных институтов и семьи, единства целей и подходов к обучению и воспитанию можно помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, «открыть» для себя путь самоизменения и саморазвития, успешно самореализоваться в будущем.

Приоритет семьи в воспитании ребенка зафиксирован сегодня в нормативных документах образования. Так, стратегическими для системы дошкольного образования документами являются:

·      «Концепция дошкольного воспитания» (1989), которая акцентирует внимание на следующих положениях: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе». 
·     Закон Российской Федерации «Об образовании» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которыми одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». 
·     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с этим документом родители должны участвовать в реализации  образовательной программы: «образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей». 

Файлы для скачивания: