Библиотека для работников образования

Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода

Автор: Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО Л.Э. Абдуллина, аспирант Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Переход современного общества от индустриальной эпохи к эпохе информации привел к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня очевидно ускорение темпов развития цивилизации, что обусловливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни.

Модернизация образования сегодня – это не только государственное требование, но и важнейшее условие благополучия и развития и каждого человека, страны, человечества в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.

В силу этого, новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию (ФГТ, ФГОС), отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.

В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) представлен Планируемый итоговый результат дошкольного образованиясоциальный портрет ребенка 7 лет [1]. При этом под «социальным портретом» понимается совокупность интегративных качеств, которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования. Формирование этих качеств предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

Таким образом, итоговый результат дошкольного образования должен находиться в преемственной связи с результатами освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которые, как известно, подразделяются на: предметные, метапредметные и личностные. Под предметными результатами в дошкольном возрасте может считаться интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующее те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образовательных областей; под метапредметными – универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития.  


Файлы для скачивания: