Библиотека для работников образования

Переход к новому стандарту образования: проблемы и решения на основе дидактической системы деятельностного метода «ШКОЛА 2000...»

Автор: Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО

История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования от узкоутилитарного освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, до ориентации образования на личность, на человека − созидателя культуры. Парадигмы образования менялись на протяжении веков вслед за изменением экономических и социокультурных условий жизни общества. Однако опыт истории учит, что разрушение идеалов гуманизма и самосовершенствования человека приводит к упадку науки и вырождению нации.

В советской школе приоритет был отдан приобретению учащимися полезных для практической жизни знаний и умений по различным учебным предметам. Считалось, что именно они определяют успех как различного рода производств, так и жизненный успех каждого отдельного ученика. Однако в последние десятилетия произошло коренное переосмысление целей и ценностей современного образования. Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня – это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

· изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

· изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

· изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).

Файлы для скачивания: