Роль заместителя директора школы в инновационном процессе освоения и реализации технологии деятельностного метода «Школа 2000…»

Автор: Л.П. Колосова

Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: сотрудничество – зрелый коллектив – стадии высокого осознания коллективом важности и необходимости конкретного нововведения.

Если этот путь пройден, и решение о введении инновации в школе принято коллективом, то первостепенное значение приобретает проблема управления инновационным процессом. Задача управленца – снятие затруднений во взаимодействии всех звеньев и обеспечение рефлексивного сопровождения этого взаимодействия. Этим и занимается заместитель директора по инновациям, носитель нового управленческого мышления, ориентированного на сотрудничество, уважение, доверие к человеку, мотивацию учителя и создание ситуации успеха, координацию усилий сотрудников, которые помогут вывести школу на новый уровень, отвечающий запросам общества и государства.

С какой целью заместитель директора по инновационной деятельности организует в своей школе работу по реализации технологии деятельностного метода «Школа 2000…» (далее – ТДМ)? Как это осуществить? Вот два главных вопроса, ответы на которые я попробую дать в этой статье.

Итак, с какой целью? А, может, вопрос поставить по-другому? Какие результаты прогнозирует администрация школы, начиная работу по внедрению дидактической системы «Школа 2000…»?

По мнению заместителей директоров экспериментальных школ г. Москвы, результатом должен стать педагогический коллектив, стабильно набирающий опыт организации учебного процесса нового качества в соответствии с современными требованиями к формированию человека не только знающего, но и умеющего – активного, ответственного, трудолюбивого, нравственного, способного к адекватному самоопределению, самореализации и саморазвитию (Закон РФ «Об образовании»). Дидактическая система «Школа 2000…» и ее технология деятельностного метода – это лишь педагогический инструмент, признанный на всех уровнях (наука – практика – управленцы – родители), который помогает не на словах, а на деле реализовать задачи, стоящие сегодня перед педагогами. Поэтому овладение им – это ничто иное, как констатация факта, что педагогический коллектив знает, как выполнять и выполняет Закон «Об образовании». В этом заключается ответ на первый вопрос, и очень важно, чтобы и администрация, и педколлектив с самого начала понимали, что это – главная цель, ради которой в школе вводится инновация, чтобы они осознали ее и приняли на как личностно значимом уровне, не формально.

Заметим, что наш опыт инновационной деятельности отчетливо показывает, что без содержательной (а не только управленческой) мотивации педагогического коллектива, самоопределения учителей к данной инновационной деятельности, понимания ее цели, практического результата и своей миссии как педагога-инноватора трудно ожидать успеха: изменить метод работы и эффективно включиться в процесс саморазвития педагог вряд ли сможет по приказ сверху.

С чего начать? Ответ простой: начинать надо с обучения самого заместителя директора и его единомышленников на курсах в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО (или выездных курсах Центра).


Файлы для скачивания: