Деятельностный метод обучения в преподавании истории

Автор: И.Н. Клейменова

Экспериментальная работа в системе образования всегда предполагает новое видение педагогической действительности, ориентацию на получение знания новых способов познания и методов работы и использование последних достижений науки или дидактических новаций. Задача разработать и апробировать собственную модель организации теоретического занятия по истории в группах педагогического колледжа, которую мы поставили перед собой, стала целью такой деятельности в нашем колледже.

В качестве инструментария для инновационной деятельности была выбрана технология деятельностного метода «Школа 2000...», поскольку она позволяет учитывать вариативность в подходах к проблеме развивающего обучения и воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения, объективно оценивать свою деятельность, а также достойно выходить из самых сложных ситуаций.

Однако деятельностный метод изначально был связан с разработкой предметного содержания в математике. Поэтому внедрение данной технологии в преподавании курса истории оказалось не простым решением для методистов и преподавателей этой дисциплины. Тем не менее, поскольку к достоинствам технологии деятельностного метода относятся: организация самоопределения студентов, формирование у них навыков рефлексивной самоорганизации по освоению нового содержания, исполнения, проведению самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности, коммуникативного взаимодействия и других видов деятельности решено было ее применить при создании модели занятия по истории.

Апробация разработанной модели прошла на открытом уроке по Отечественной истории в апреле 2005 гг. в педагогическом колледже № 8 г. Москвы. На рассмотрение было представлено занятие по теме «Объединение русских земель и образование Московского государства».

В начале занятия на этапе самоопределения к деятельности студенты получили задания для групп, связанные с определение этапов объединения русских земель и определение природы государственной власти в России, установившейся на рубеже XV–XVI веков. В процессе коммуникативного взаимодействия они должны были получить согласованный вариант выполнения заданий и представить полученные варианты.

Самоконтроль деятельности осуществлялся каждым студентом во время его выступления в своей группе (подгруппе), а работа с историческими источниками, монографиями и учебными пособиями осуществлялась студентами самостоятельно.

В ходе представления группами отчетов о полученных результатах проводился взаимный контроль и самоконтроль данных исследования. Рефлексивная самоорганизация по изучению нового материала и коммуникативное согласование его понимания обеспечивалось в ходе лекции, носящей проблемный характер и проводимой в диалоговом интерактивном режиме.

Соотнесение полученных студентами результатов с современными научными представлениями осуществлялось на этапе рефлексной самооценки результатов учебной деятельности и воспроизведения изучаемого материала по новой норме. Итог занятия показал, что элементы и приемы деятельностного метода помогли студентам выйти из ситуации затруднения и правильно решить главную проблему урока.

На следующем этапе проведения эксперимента по освоению теоретических основ деятельностного метода к нам присоединились преподаватели и студенты колледжа, изучающие методику преподавания обществознания в начальной школе. Во время практики, посвященной проведению пробных уроков, на базе школы-прогимназии № 1749 в Восточном административном округе Москвы студентами колледжа были проведены уроки деятельностной направленности по истории, москвоведению и обществознанию. Следует отметить, что эти занятия вызвали большой интерес педагогов начальных классов школы к дидактической системе, разработанной Л.Г. Петерсон.

В этом учебном году наш педагогический коллектив приступил к системной разработке методического пособия для студентов педагогических колледжей и учителей начальной школы по истории, москвоведению и обществознанию, предлагающего серию уроков для начальной школы на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». На сегодняшний день уже подготовлено двадцать пять уроков по указанным курсам начальной школы. Одним из результатов проведения эксперимента стало то, что студенты педагогического колледжа № 8 не только на практике, но и в своей исследовательской работе стали реализовывать свои знания новой методики. Например, при написании дипломных работ по темам: «Деятельностный метод обучения и его значение в формировании хронологических представлений младших школьников», «Формирование речевых умений на уроках истории в начальной школе по технологии деятельностного метода "Школа 2000..."», и т.д.

Итак, эксперимент достаточно ясно показал эффективность использования технологии деятельностного метода в преподавании исторических и социальных дисциплин. Данный метод способствуют лучшему усвоению исторического материала, обогащению понятийного аппарата, развитию общеучебных навыков и умений. Разработанные на его основе подходы в преподавании исторического курса способствовали формированию у студентов и школьников интереса к Отечественной истории, воспитанию у них чувства патриотизма, гражданственности, гордости за неповторимость и уникальность истории своей страны.