Результаты применения ТДМ «Школа 2000…» в курсе математики средней школы

Автор: О.В. Баханова

Слагаемые успешности урока во многом зависят от технологии преподавания и индивидуальности учителя. Поэтому для педагога всегда очень важно правильно определиться с выбором технологии, которая поможет ему наиболее эффективно достигать поставленные обществом и временем цели: научить детей учиться, развивать их способности к самообучению и самореализации.

Надо сказать, что задача обучать своих учеников умению думать была актуальна во все времена. Как говорил К.Д. Ушинский еще в позапрошлом веке, «Ни один наставник не должен забывать, что его главная обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета». И, конечно, данная задача не выполнима без активного поиска и освоения учителем новых способов обучения, которые понятны и близки ему, вдохновляют его на самоизменение и саморазвитие.

С 1999 года учителя нашей школы участвуют в эксперименте под руководством доктора педагогических наук Л.Г. Петерсон по апробации новой дидактической системы и технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (ТДМ). В 2002 году к проведению экспериментальной работы подключилось методическое объединение математиков.

Участникам эксперимента часто задают вопросы: существует ли на самом деле развивающий эффект при обучении по ТДМ, помогает ли эта технология ученику стать свободной и творческой личностью? Три года преподавая математику в школе по ТДМ, могу сегодня сказать, что если для педагога легче научить детей заучивать, нежели открывать, то для ребёнка всегда легче действовать как ученый: открывать самому истину, строить самостоятельно «маленькую» математическую теорию, нежели заучивать.

Изучение математики – важнейшая задача, но не менее важная – это развитие и воспитание личности. Сегодня все мои ученики отмечают, что уроки математики дают им не только расширение круга знаний по предмету, но и развивают умение логически мыслить и планировать свою работу, аккуратность и трудолюбие, силу воли и коммуникативные навыки. Особенно важно, что проведение занятий по данной методике, формируют такое качество человека, как честность. Так однажды при подведении итогов на уроке рефлексии прозвучал вопрос: «Ребята, как вы думаете, если кто-то схитрил при выполнении работы над ошибками, то кого он не смог обмануть?» Последовала долгая пауза, а потом – негромкий ответ: «Самого себя». Воздействие этого ответа было настолько сильным, что на последующих уроках данная проблема практически не поднималась.

Ошибка является показателем неуспешности, ее следствие – нежелаемая оценка. На уроках мы вместе учимся формировать правильное отношение к ошибкам – не как «катастрофе», а как сигналу для ее коррекции с помощью известного каждому ученику нашего класса способа. Но здесь важна согласованная работа всех учителей. Наверное, из-за того, что в старших классах ТДМ осваивают пока только математики, мне, несмотря на все усилия, до сих пор так и не удалось погасить у некоторой части ребят страх перед ошибкой. Старясь убедить моих учеников, говорю, что ошибка – это естественный рабочий момент; чтобы не совершать впредь, надо осмыслить и устранить ее причину.

Причины могут быть разными, и я их принимаю. Если ученик во время работы отвлекается и не думает, то порицаю. Неудачное выступление у доски никогда не отмечаю плохой оценкой, предлагая ученику учесть замечания. А учитель может ошибаться? Да, может. Я стараюсь «ошибаться», как можно более правдиво, и считаю, что этот прием способствует формированию спокойного отношения к ошибке. Но особую роль в решении этой проблемы выполняют уроки рефлексии. На этих уроках ученики находятся в режиме само-: самопроверка, самостоятельный поиск причины проблемы и ее устранение, самооценка. В итоге около 75% моих учеников осознанно относятся к этому виду деятельности, поскольку он дает им право в собственных руках держать свой успех.

Думая обо всех, учитель болеет за каждого своего ученика. Среди этих 75% моих учеников есть один, очень успешный и талантливый мальчик. В течение двух лет я не могла подобрать ключик к нему. Ребенок обижался на меня, когда я замечала его ошибки. Как помочь такому ученику сформировать правильную самооценку, чтобы он смог увидеть истинный уровень своей подготовки?

В 7 классе, благодаря урокам рефлексии, все изменилось: ошибка – не враг, а всего лишь препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Я была счастлива, прочитав среди стихотворений, посвященных урокам рефлексии, стихи этого мальчика.

Время подходит к концу.

Я голову повернул к образцу.

У меня ошибка выявляется.

Но!.. за-маз-кой всё исправляется!

… И понимаю я!

Обманываю только себя!

Знак вопроса у ошибки прописал,

Место и причину ее отыскал,

Весь пример перерешал!

Сделал работу под номером «два»,

Но на этот раз не пуста моя голова!

И опять пять минут подошли к концу.

Я голову повернул к образцу.

Ни одной ошибки не нашел!

Сверил с эталоном,

сдал работу

и радостный домой пошел!

Раньше, проводя уроки по традиционной технологии, я так же старалась организовать познавательную деятельность учащихся. Но успех во многом зависел от интуиции, которая не всегда приводила к желаемому результату.

Технология деятельностного метода помогает раскрепостить учащихся, развивает у них способность творчески мыслить, открывает для них такие важные аспекты познания, как самостоятельный поиск и самопроверка. При этом важно, что большинство учащихся отдает предпочтение урокам, когда учитель не остается в стороне и вместе с ними ищет верный путь решения проблем. Даже если сегодня ученик не блещет результатами, но заинтересован в работе и приходит с радостью и надеждой на мои уроки, я уверена, что он сможет добиться поставленной цели. А моя задача – только помочь ему в этом.