Чем отличаются уроки «открытия» по ТДМ от уроков усвоения нового знания в традиционной технологии?

Автор: В.А. Щербакова

Деятельностный метод ориентирует на использование новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, новых приемов и способов работы на уроках. Ведь сформировать творческую личность возможно лишь тогда, когда ученик вовлечен в учебно-познавательную деятельность

Существуют традиционные методы обучения, когда ученик копирует действия и размышления учителя. Деятельностный же метод работы подразумевает активное вовлечение детей в поисковую работу с самого начала урока. Проводится системная подготовка учащихся к введению нового способа действия, организуется «открытие» самими детьми нового знания, затем включение его в систему уже имеющихся знаний и выполнение тренировочных действий по его применению.

Учитель в традиционной системе прилагает много усилий, чтобы организовать заучивание учеником введенного понятия или алгоритма, но, к сожалению, эти знания часто оказываются не долговременными. Чтобы сделать урок более содержательным, интересным и запоминающимся, я пыталась изменить методику работы, стиль общения с детьми и их отношение к предмету. Но при возникновении трудных ситуаций, ученики ждали помощи учителя или пытались найти ответ в учебнике, очень редко выдвигая свои идеи. Интерес к предмету падал.

На уроках, проводимых по технологии деятельностного метода «Школа 2000…» (ТДМ) дети не только более активны на уроке, но главное – они вовлечены в учебный процесс. Ребята не боятся говорить, рассуждать, они слушают друг друга и отстаивают свое мнение. Иногда это может быть случайная мысль – она анализируется, а затем поддерживается или опровергается учениками и учителем, но чаще ученики демонстрируют осознанное, доказательное рассуждение.

Методы, используемые в традиционных технологиях, больше ориентированы на контроль заученных учеником знаний. Данная же система работы меняет в сознании детей отношение к процессу учения. Например, коренным образом меняется их отношение к самостоятельным работам от ощущения «учитель контролирует и проверяет меня» к осознанию «я проверяю себя, чтобы найти свою ошибку, понять ее причину и исправить».

Очень важная работа организуется в конце урока, когда ученик отвечает на вопросы: «Где у меня возникло затруднение?», «Какова была цель моей деятельности на уроке?», «Что я сегодня узнал?», «Достиг ли я поставленной цели?», «Как я находил новый способ действия?», «Что у меня получилось?», «Над чем мне еще нужно поработать?». Таким образом, ученик составляет для себя дальнейшую программу действий при выполнении домашнего задания и на следующий урок.

Конечно, не каждый ребенок сразу примет активное участие в дискуссии на уроке. Но, помолчав несколько уроков и видя, как увлеченно и с каким интересом его одноклассники обсуждают под руководством учителя возникшую учебную проблему, он обязательно включается в активную работу по освоению нового. К нему приходит осознание того, что не все идеи бывают верными даже у лучших учеников и у самого учителя, но важно уметь предложить и доказать свою точку зрения. Ведь только при осмыслении различных гипотез рождается истина!

На таких уроках ученики приходят к пониманию, а не формальному заучиванию знаний. И тогда не стоит беспокоиться о том, что они забудут новое правило или формулу, – они без труда воспроизведут способ поиска, уже пройденный ими путь «открытия».

Хорошо, если такая работа будет организована не только на уроках, но и во внеурочной деятельности с детьми. Это так пригодится им в жизни!