Влияние ТДМ на динамику личностной тревожности учащихся

Автор: М.В. Полякова

Составной частью мониторинга психического развития детей, обучающихся по технологии деятельностного метода (ТДМ), является исследование эмоционально-волевой сферы. В течение ряда лет тест личностной тревожности А.М. Прихожан включался в данный блок методик и предлагался учащимся вторых классов. Далее «линия тревожности» прослеживалась при помощи теста Филлипса (3–6 классы).

Многочисленные данные и выводы различных исследователей, занимавшихся теоретической и практической разработкой проблемы тревожности, говорят о следующем.

1. Измерение тревожности учащихся важно, так как это свойство во многом определяет их эмоциональное поведение .

2. В целом эмоциональное самочувствие ребенка можно считать косвенным индикатором школьной адаптации–дезадаптации. Эмоции не только сопровождают, но и регулируют этот процесс . Возрастание тревоги, с одной стороны, приводит к выраженным изменениям вегетативно-гуморального регулирования, увеличивая вероятность адаптационных нарушений. С другой стороны, включается или повышается интенсивность действия адаптационных механизмов, благодаря которым происходит модификация поведенческой активности в виде воздействия на среду или ухода из повышающей тревогу ситуации.

3. Следует отличать тревогу от тревожности: если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. При этом К. Изард различает термины «страх» и «тревога» таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них .

4. Тревожность наряду со страхом, фрустрацией, кризисом, посттравматическим синдромом, можно отнести к компонентам эмоционального стресса. Тревога, возникающая или усиливающаяся в результате нарушения взаимодействия в системе «человек–среда», является механизмом реализации психического стресса .

5. Для периода поступления в школу и первых месяцев учебы характерны снижение самооценки и достаточно высокий уровень тревожности. Однако после адаптационного периода (от одного до трех месяцев) положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются .

6. По мнению А.М. Прихожан, «пики» тревожности указывают на те потребности, удовлетворение которых наиболее значимо для эмоционального благополучия детей. По данным ее исследований, в конце 1970-х – начале 1980-х годов основные «пики» тревожности и частотные страхи фиксировались у учащихся младших классов на школьных проблемах, у подростков – на взаимоотношениях со сверстниками, у старшеклассников – на взаимоотношениях с взрослыми и боязнью личной несостоятельности .

7. Причины возникновения тревожности (имеется ввиду личностная, а не ситуативная) на сегодняшний день до конца не исследованы . Исследователи, причисляя тревожность к негативным эмоциональным состояниям, называют одной из главных причин ее возникновения депривацию потребности общения в семье или со сверстниками в дошкольном возрасте. Высокую ситуативную тревожность провоцируют ситуации разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад или школу, неприятие со стороны сверстников . Некоторые исследователи – например, Б.И. Кочубей, Е.В Новикова – обнаруживают причину возникновения личностной тревожности у ребенка непосредственно в семье, называя три типа нарушения детско-родительских отношений . Как видно, одной из важнейших причин возникновения тревожности является нарушенная коммуникация (общение) ребенка с родителями, а далее – с другими взрослыми и сверстниками. К факторам, активно влияющим на состояние тревожности, относится неадекватная самооценка ребенка.


Файлы для скачивания: