Библиотека для работников образования

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ примерной основной общеобразова-тельной программы дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ»

Научный руководитель:
д.п.н. Л.Г. Петерсон

Научно-методический совет:
Л.Э. Абдуллина, к.п.н. А.И. Буренина,  к.п.н. Н.Е. Васюкова, д.п.н. И.А. Лыкова, д.п.н Л.Г. Петерсон,
д.п.н. Рыжова, д.п.н. Ушакова

Авторы:
Л.Э. Абдуллина, к.п.н. Т.Н. Богуславская, к.п.н. А.И. Буренина, к.п.н. Н.Е. Васюкова,  к.п.н. Г.Г. Григорьева, к.фил.н. Е.А. Гусева, к.п.н. Е.И. Касаткина, Е.Е. Кочемасова, д.п.н. И.А.Лыкова, д.п.н. Н.Н. Малофеев, к.психол.н. Н.М.Мякишева,  к.психол.н. А.С. Обухов, д.п.н Л.Г. Петерсон, д.п.н. Е.Ю. Протасова,
к.психол.н. Н.М. Родина, к.п.н. М.А. Рунова, д.п.н. Н.А. Рыжова, д.психол.н. А.И. Савенков, Л.В. Суздальцева, к. филос.н. А.К. Сундукова, к.искусств. Т.Э. Тютюнникова, д.п.н. О.С. Ушакова, к.психол.н. М.Н. Швецова, к.п.н. В.П. Щербаков


Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» разработана в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями к ее структуре и условиям успешной реализации (утвержденными приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации 23.11.09). Содержание программы «Мир открытий», воплотившее результаты новейших достижений отечественной и мировой науки о дошкольном детстве, отвечает запросам современного общества.

Концептуальные идеи программы «Мир открытий» основываются на системном анализе образовательной ситуации в современной России. Выявлены основные тенденции и намечены пути поиска новых ответов на главные вопросы современного образования:

  • Каким видит современное общество человека будущего?
  • Какие качества нужны современному выпускнику школы и, соответственно, дошкольного образовательного учреждения?
  • Как организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности человека в учебе и жизни во всех ее проявлениях?
  • Как проверить полученный образовательный результат в соответствии с поставленными целями?
  • Как подготовить педагога – воспитателя и учителя – к решению стоящих перед ним задач?

Особенностью нашего времени является то, что ответы на эти и многие другие вопросы модернизации системы современного образования следует искать в контексте непрерывности образовательного процесса. Причем не только между «смежными» ступенями образования, но и в течение всей жизни человека – сначала в дошкольном детстве, затем в процессе его обучения в начальной и средней школе, впоследствии – в процессе подготовки к профессиональной деятельности в колледже и вузе. Это обеспечит успешную самореализацию личности в мире труда, счастливую жизнь в семье и готовность к саморазвитию в системе дополнительного профессионального образования. Родители станут единомышленниками и партнерами педагога.

В представленной концепции описан общий методологический подход к решению вышеобозначенных вопросов в новой общеобразовательной программе дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ».

При разработке программы авторы опирались на концептуальные идеи классической педагогики, идущей от Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А. Дистервега, И. Песталоцци, Д. Дьюи. А в России – от П.Ф. Каптерева, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского и др. Учитывались основные положения психолого-педагогических теорий – современных (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина) и новейших (А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской Л.А. Венгера, В.Т. Кудрявцева, В.И. Слободчикова).

В основу программы «Мир открытий» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в современном образовании на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).


Примерная образовательная программа дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ» – это:

  • открытие каждым ребенком окружающего мира, а также самого себя как личности и других людей в этом мире – в процессе собственной деятельности (игровой, познавательной, художественной и др.);
  • открытие новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности, ведущих детей к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни;
  • открытие педагогами новых путей самореализации, смыслов жизни и горизонтов развития – личностного и профессионального;
  • открытие родителями возможности более глубокого понимания собственных детей и новых смыслов в собственной судьбе.

Файлы для скачивания: