ВВОДНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: Курс «Мир деятельности» – основа для организации работы с родителями
«Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».
Сухомлинский В. А.
Современные родители
Как известно, на формирование личности детей влияет в первую очередь его семья. Кто они современные родители? Не смотря на коренные изменения в обществе, в культуре, люди, в основном, пока живут старыми представлениями и мерками, не осознавая эти процессы. Особенно это явно прослеживается в школьном образовании. Родители очень осторожно относятся к любым нововведениям. «Нас учили по-старому, не хуже было», «Зачем это надо моему ребенку, он и так перегружен?», – часто звучат реплики.
Современные родители первоклассников учились в «знаниевой» школе и не всегда представляют себе ценности современного образования, – то, что действительно поможет жизненному успеху их ребенка. В целом, семье сегодня нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, в освоении новых способов взаимодействия со своими детьми. Как эффективнее организовать взаимодействие семьи и школы? Как сделать родителей своими союзниками, партнерами и единомышленниками?
«Мир деятельности»
В Дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон разработана программа надпредметного курса «Мир деятельности», которая отражает все изменения, происходящие в образовании, полностью соответствует новым целям и задачам, поставленным ФГОС НОО. В ходе научно-педагогических исследований установлено, что данный курс является необходимым ключевым звеном системного, надежного и эффективного формирования УУД и умения учиться. Важной особенностью данного курса является то, что содержание программы «Мир деятельности» позволяет построить на его основе систему работы с родителями учащихся. Данная программа помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Известно, что для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.
«Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя!» Л.Н.Толстой
Система дидактических принципов «Школа 2000…»
Основой взаимоотношений школы с семьей должны стать взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Система дидактических принципов «Школа 2000…» обеспечивает условия включения родителей в единое учебно-воспитательное пространство.
Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении администрации школы, педагогов и родителей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.
Принцип деятельности заключается в такой организации взаимодействия с родителями, когда родители являются не просто сторонними наблюдателями, но активно включаются в совместный со школой учебно-воспитательный процесс.
Принцип целостности означает, что у родителей должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о единстве целей и задач школы и семьи, о содержании и структуре учебно-воспитательного процесса, об основных принципах, на которых строится работа в школе.
Принцип минимакса обеспечивает индивидуальный подход к каждой семье.
Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включенности в воспитательно-образовательный процесс.
Принцип непрерывности предполагает единство педагогов и родителей в подходах к обучению и воспитанию ребенка и в требованиях к нему.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в процессе взаимодействия семьи и школы, приобретение родителями позитивного опыта социальной активности, практической реализации совместных со школой проектов.
Этапы планирования работы с родителями
Мы предлагаем вам Варианты планирования работы с родителями (для 1-4 классов), разработанные на основе надпредметного курса «Мир деятельности». Планирование построено с учетом трех основных этапов построения партнерских отношений с родителями.
Первый этап включает в себя два важных направления – изучение и информирование. Именно с помощью этих направлений можно «запустить» механизм привлечения родителей к совместной деятельности.
Второй этап включает в себя просвещение, консультирование и обучение. Смысл работы на данном этапе связан с повышением доверия родителей к школе, формирование у них представлений о целях ФГОС и предложенных в курсе «Мир деятельности» способах их реализации с позиций значения проводимой работы для будущих успехов их детей в учебе и жизни.
Третий этап – собственно совместная деятельность, в которой реализуется построенная программа.
Рекомендации по организации, проведению мероприятий, которые составлены на основе базовых тем по курсу «Мир деятельности», мы будем регулярно размещать на сайте. Надеемся, что наши материалы помогут вам организовать сотрудничество с семьей каждого учащегося. Совместные мероприятия с родителями будут успешными и запоминающимися. А родители станут вашими помощниками и единомышленниками.
Опираясь на свои педагогические знания, опыт учителей наших экспериментальных площадок и слушателей наших курсов, мы предлагаем Вам общие рекомендации по организации и проведению родительских собраний.
10 советов для проведения успешного родительского собрания
1. Основными требованиями к проведению собрания являются открытость, заинтересованность, доверительность, возможность получения всей интересующей информации. Продолжительность собрания мы рекомендуем делать не более 1,5 часов.
2. Начало разговора должно быть кратким, ярким и чётким по содержанию. Начните разговор с изложения самой логики встречи, её основных этапов: «Основная цель нашей встречи…», «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим …», «В конце разговора …». Информация должна подаваться дозировано и чётко.
3. Определяющую роль в сотрудничестве с родителями играют педагоги. Взаимопонимание школы и родителей строится на том, чтобы педагоги школы не поучали, а советовали, размышляли вместе с родителями, договаривались о совместных действиях. При общении называйте родителей по имени и отчеству, чаще старайтесь использовать фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте подумаем вместе ...». Старайтесь показать, что Вы нуждаетесь в объединении ваших совместных усилий, что родители – Ваши союзники, и Вы не можете обойтись без их совета и помощи.
4. Используйте различные формы проведения собрания: лекция (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссия, мастер-класс, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д.
5. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку. Посоветуйте родителям завести тетрадь для родительских собраний, которую можно вести все годы учебы ребенка в школе. Эта тетрадь будет своеобразной школьной летописью семьи ребенка.
6. Готовьте необходимый раздаточный материал для родителей (рекомендации, советы, памятки, алгоритмы действий, списки литературы и т.д.) Хорошей традицией родительского собрания могут стать письма учащихся, которые они пишут своим родителям к каждому родительскому собранию. В письмах ребята рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах, радостях.
7. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным.
8. Подводите итоги собрания, в конце разговора возвращайтесь к его началу. На все ли вопросы получены ответы? Поблагодарите родителей за активную работу на собрании и пожелайте успехов в воспитании детей. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определённым результатом.
9. Заканчивайте собрание позитивно. Процитируйте мудрое высказывание о воспитании, относящееся к теме родительского собрания. Не забывайте слова и чаще говорите родителям своих учеников: «Ваш ребенок один единственный, про него не написано ни в одной книге – о нем знаете только Вы. Читайте литературу, слушайте учителей, а поступайте так, как подсказывает Вам Ваше сердце и глаза Вашего ребенка».
10. Проводите собрание в технологии деятельностного метода - это позволит включить родителей в активное обсуждение проблем и найти варианты их решений.
