ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственные школы против обучения на дому

Государственные школы против обучения на дому
Школы должны возвращать государственные деньги, выделенные на обучение в образовательном учреждении, тем семьям, которые избрали для своих детей домашнее образование. Принцип подушевого финансирования превращает школы в прямых конкурентов тех родителей, которые готовы своими силами и за счет привлеченных специалистов, давать знания своим детям.

В прошлом году Госдума и Совет Федерации приняли закон "Об образовании в РФ". Он был подписан Президентом РФ и вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Школьные коллективы, борясь за деньги, превращаются едва ли не в мафиозные структуры, так как количество учеников теперь определяет объем распределяемых на школу ресурсов. И образовательные учреждения любыми способами намерены сохранять количество рублей, примерно 100 тысяч в среднем, поступающих ежегодно для обучения каждого ребенка.

"Сегодня школы воспринимают учеников как свою собственность. Часто администрации школ и органы управления противодействуют людям, выбравшим семейное образование для своих детей. Они пишут жалобы в службы опеки и попечительства, угрожают родителям изъятием детей", — заявил председатель Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Павел Парфенов на круглом столе, организованном 4 апреля Комиссией Общественной палаты РФ по развитию образования.

С 1992 года российское законодательство дало возможность родителям выбирать наиболее подходящую форму получения ребенком знаний. Выбор семейного образования предполагает прохождение ребенком школьной программы вне стен школы. В таком случае учебный процесс организуют, осуществляют и контролируют родители самостоятельно или с привлечением специалистов. В этом случае школа должна выполнять аттестационные функции и осуществлять промежуточный контроль.

По логике закона 1992 года государство должно перечислять родителям, опекунам, усыновителям на домашнее образование ребенка тот объем денег, который был бы израсходован на учебу ребенка в государственной или муниципальной школе. Однако на практике осуществление этой нормы вызывало огромные трудности у родителей. В новом законе данная норма не прописана, и родители предлагают внести норму о перечислении выделяемых на ребенка средств со счетов школы в пользу семьи, которая самостоятельно дает ребенку образование.

Вопрос актуальный, так как востребованность государственных школ в результате реформ продолжает падать, а популярность домашнего образования в стране растет. Буквально за несколько лет число обучающихся на дому увеличилось почти в 10 раз. В 2008 году "домашних" насчитывалось 11 тысяч, а сейчас порядка 100 тысяч российских детей получают образование вне школы. Суммарно за последние 20 лет образование в домашних условиях получило около 1,5 миллионов человек.

Нам есть к чему стремиться. В США в домашних условиях учатся два с лишним миллиона детей и в среднем самостоятельно обучаемые дети показывают лучшие результаты, чем школьники. Собственно, именно к такому более гибкому типу образования нас подвигают и последние реформы в школьном образовании. Государство недвусмысленно отказывается от всеобщего фундаментального среднего образования, что в дальнейшем приведет к постепенному расслоению российского общества и по уровню образованности и доходов. Дети тех, кто по старинке будет перекладывать процесс обучения чада на государство, окажутся в проигрышном положении.

В этой ситуации ответственным родителям остается либо отдавать детей в хорошую частную школу, понимая, что доплачивать государственным педагогам за нынешний уровень преподаваемых знаний, смысла нет. Либо самостоятельно формировать и обеспечивать полноценное образование ребенка.

Следовательно, имеет смысл переходить на экстернат, домашнее обучение, либо некие смешанные формы с посещением минимума обязательных предметов и дополнительными занятиями дома, в кружках-секциях, образовательных центрах, у репетиторов. Во втором случае родителям необходимо будет контролировать образование ребенка и параллельно заниматься самообразованием. Не всем родителям это под силу. Но и уровень подготовки может оказаться на порядок выше. Кстати, в новом законе прописана сетевая форма реализации образовательных программ "с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций".

Сильные стороны домашнего обучения налицо и не нуждаются в некой рекламе. Это возможность формировать гибкий график, более углубленно и одновременно быстро изучать обязательные программы. Одинаково эффективного для всех способа обучения не существует и домашнее обучение позволяет избрать наиболее подходящие для ребенка методики и темп освоения материала. Однако сопротивление практике домашнего обучения со стороны государственных школ, вероятно, будет очень серьезным.

Источник: Правда


Версия для печати