Руководители ОУ обсудили механизмы реализации ФГОС

Руководители ОУ обсудили механизмы реализации ФГОС 23.05.2013
С чего начинается реализация ФГОС? Ответ на этот вопрос обсуждали участники Всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений 15-17 мая.

В течение трех дней 300 делегатов конференции обсуждали механизмы реализации ФГОС начальной и основной школы. ЦСДП «Школа 2000…» под научным руководством Л.Г. Петерсон предложил участникам конференции свой вариант ответа на этот вопрос.  Теоретический подход к реализации этой задачи был задан в пленарном докладе  директора Центра, д.п.н. Л.Г.Петерсон:  «Первое, что для нас важно: какой учитель? Как он работает? Насколько ребенок наш с удовольствием ходит в школу? Как он развивается? И зависит это от того, каким способом работает учитель».  Какие способы (технологии обучения), позволяющие достигать результатов ФГОС,  может предложить современная наука учителю? Их не много. Научная школа Л.Г.Петерсон предлагает учителю технологию деятельностного метода, разработанную на основе общей теории  деятельности. Основные технологические этапы ТДМ и этапы подготовки учителя к освоению новой образовательной технологии были предложены участникам конференции. 

Одна из самых актуальных задач сегодня - согласование понятийного аппарата ФГОС. Зачастую ученые, принадлежащие разным научным школам, методисты, учителя используют одни и те же понятия, вкладывая в них совершенно разное содержание. Замысел проекта разработки Словаря-тезауруса системно-деятельностной педагогики изложила его соруководитель, к. филос. н. Е.А. Суворина, которая выступила с докладом  «Согласование тезауруса ФГОС на основе системно-деятельностного подхода как средство управления профессиональным саморазвитием педагогов ОУ в условиях перехода к новому качеству образования», после доклада состоялась общая дискуссия и ответы на вопросы. На следующий день,16 мая, состоялся консультационный Сувориной Е.А. семинар «Проект «разработка Словаря-тезауруса системно-деятельностной педагогики»: возможности участия».

Одним из механизмов реализации ФГОС является введение в учебный процесс курсов, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий. Людмила Георгиевна представила на пленарном заседании уникальный надпредметный курс «Мир деятельно-сти». На тематической секции «Особенности управления общеобразовательными учреждениями» методист ЦСДП «Школа 2000…» М.В. Рогатова более подробно рассказала о курсе «Мир деятельности» как ключевом звене формирования умения учиться. Основные идеи этого курса были с интересом восприняты участниками конференции, поэтому логичным продолжением этого диалога стало приглашение  Т.В. Павловой, директора ГБОУ СОШ № 2020, городской инновационной площадки №4 Департамента образования г. Москвы (научный руководитель Л.Г.Петерсон), посетить открытые уроки учителей, работающих по программе «Мир открытий». В числе присутствующих были директора и заместители директора учреждений общего образования, начальники Управления образованием и заместители начальника Департамента образования.

В ходе семинара в школе №2020 участникам конференции были представлены два открытых урока в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» в параллельном ре-жиме. В 1 «А» классе прошел урок по теме: «Личностные качества ученика: доброжела-тельность  в учебной деятельности. Урок проводила учитель высшей категории, замести-тель директора по УВР Болотова Ирина Евгеньевна. Во 2 «А» классе участники посмотрели урок по теме: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов». Урок провела учитель высшей категории Литвина Елена Юрьевна.

По завершении уроков прошел круглый стол, который провела методист ЦСДП «Школа 2000…» Синицына Вероника Валерьевна. В ходе круглого стола педагоги школы поделились с присутствующими своим опытом работы по формированию универсальных учебных действий с помощью реализации технологии деятельностного метода обучения и надпредметного курса «Мир деятельности», что в свою очередь обеспечивает успешность учащихся на всех ступенях непрерывного образования. В завершении семинара были заслушаны отзывы присутствующих, даны ответы на их вопросы, и Синицына Вероника Валерьевна подвела итоги мероприятия.

Участники конференции дали высокую оценку организации семинара, отметив, что он способствовал обогащению их профессионального опыта новыми инновационными формами, методами и приемами работы по формированию универсальных учебных действий, позволил им увидеть на практике и оценить преимущества деятельностного подхода в воспитании и развитии школьников.  Важными результатами введения курса участники семинара считают способность детей к планированию своей работы, развитию критического мышления, раскрепощённость, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

«Надпредметный цикл очень глубоко меня заинтересовал», - сказал директор Русской гимназии полного дня города Читы Валерий Скажутин, – «думаю, теперь по приезду на родину, буду пытаться найти выходы на Москву и надеюсь, что мы так же будем вводить такой курс. Пока в опытном порядке, но надо двигаться вперёд».

Н.Р.Тихонова, начальник управления образованием г. Асбеста Свердловской области, от-метила, что на семинаре был ясно виден высокий уровень профессионализма и большая заинтересованность всего педагогического коллектива школы. Среди особенностей курса Наталья Робертовна отметила возможность создания открытой информационной среды по оценке качества образовательных услуг для всех участников образовательного процесса.

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО выра-жает благодарность директору ГБОУ Средняя школа № 2020 Павловой Татьяне Василь-евне, ее заместителям Болотовой Ирине Евгеньевне и Медынской Наталье Юрьевне, педагогам Литвиной Елене Юрьевне, Майборода Анне Алексеевне и Куликовой Екатерине Александровне за организацию и проведение семинара.


Версия для печати