Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

2 класс, часть 1

Консультация 1. Уроки 18 – 34.

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Олдингтон Р.

Уроки 18 – 20.

Целью уроков 18 – 20 является формирование понятия сотни, умения считать сотнями, называть их различными способами; сравнивать, складывать и вычитать сотни, а также формирование представления о новой единице измерения – метре, умения измерять длины с помощью метра; сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные метрах, дециметрах, сантиметрах. Также на этих уроках тренируется умение складывать и вычитать двузначные числа.

На уроке 18 вводится новая счетная единица – сотня. Проблемную ситуацию можно связать с продолжением ряда круглых десятков. На этапе актуализации знаний в ходе математического диктанта в тетрадях учеников и на доске появляется следующий ряд чисел:

10, 20, 30, 40, 50, 60.

Учитель просит продолжить этот ряд. В завершении этапа актуализации знаний фиксируется, что обозначение сотни в классе еще не рассматривалось.

На этапе постановки учебной задачи учитель спрашивает учащихся, что они должны узнать о сотне. Совместными усилиями под руководством учителя они ставят цель – научиться обозначать сотню, считать сотнями, складывать их и вычитать. Отсюда формулируется тема урока: Сотня. Счет сотнями».

На следующем этапе «открытия» нового знания учащиеся предлагают свои варианты обозначения сотни. Появляются разные версии.

Ученики должны самостоятельно проговорить вслух, что сотня – это десять десятков и привести практически примеры образования сотен из десятков. Далее учитель с помощью графических моделей иллюстрирует состав сотен из десятков и подводит учащихся к выводу, что сотню можно обозначить более крупным треугольником.[1]

После этого учащимся предлагается ситуация, в которой возникает необходимость счета сотнями. Например, можно выложить на стол30 десятков спичек и попросить учеников определить их число, если в каждой связке 10 спичек. Учащиеся должны догадаться, что когда предметов много, то для счета удобно объединять их в сотни и делают вывод о том, что действия с сотнями напоминают действия с отдельными предметами, действия с десятками.

В классах более подготовленных, где ученики уже знают название круглых сотен, после выполнения задания №2 на этом же уроке можно поставить вторую проблему – способ записи круглых сотен цифрами, и провести решение этой проблемы через №4 – 5, 7, стр. 35. Логика простая – при сложении и вычитании надо делать то же самое, что с однозначными числами и приписывать два нуля. В классах менее подготовленных решение второй проблемы может быть вынесено на второй урок.



[1] Дидактические материалы к учебнику «Математика, 2 класс». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2001.