Методические рекомендации для учителей, начинающих работать по курсу математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

2 класс, часть 2 – 3
Консультация 6. Уроки 16 – 29.

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Б. Паскаль

Целью уроков 16 – 18 является составить и выучить таблицу умножения и деления на 3, сформировать представления об острых и тупых углах, умение определять вид углов многоугольника и у предметов окружающей обстановки, а также закрепить таблицу умножения и деления на 2, взаимосвязь между множителями и произведением, сторонами и площадью прямоугольника.

К настоящему времени учащиеся составили квадратную таблицу умножения, которая содержит все случаи умножения однозначных чисел (и соответствующие случаи деления), поставили задачу изучения этой таблицы, чтобы знать ее по памяти, «вразброс», составили и выучили таблицу умножения и деления на 2. Теперь начинается последовательное изучение всех остальных случаев. На уроке 16 вводится таблица умножения и деления на 3.

На этапе актуализации знаний учащиеся вспоминают 4 равенства, выражающие взаимосвязь между множителями и произведением, и решают примеры на известные случаи умножения и деления. Здесь же им предлагается устно (без квадратной таблицы умножения) и в достаточно быстром темпе найти значения выражений, в которых множителем или делителем является число 3 (например: 3 × 8, 28 : 3, 3 × 7). В завершение этапа учащиеся фиксируют затруднение – получились разные ответы, «не успели решить», «не знаем, что получится» и т. д.

На этапе постановки проблемы выявляется причина затруднения. Учащиеся должны установить, что во всех предложенных примерах встречается умножение и деление на 3, которое еще не изучалось. Ставится цель – составить и выучить таблицу умножения и деления на 3 – и формулируется соответствующая тема урока.

Этап «открытия» учениками нового знания связан с заполнением таблицы умножения и деления в 1, стр. 106. Учитель спрашивает:

- Что нам нужно вспомнить, чтобы легче было заполнить эту таблицу?

Ученики должны догадаться, что результаты последовательного умножения на 3 дает счет через 3. В начале они проговаривают его хором, затем «цепочкой» диктуют и заполняют первый столбик таблицы, выделенный в рамке. Посе этого начинается ее заполнение по строкам на основе взаимосвязи между множителями и произведением. Например, заполняя втору строку таблицы, уащиеся рассуждают так:

  • 3 × 4 = 12, значит 4 × 3 = 12, так как от перестановки множителей произведение не изменяется.
  • 12 : 3 = 4 и 12 : 4 = 3, так как если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.

Первые 3–4 строки заполняются фронтально с подробным комментированием в громкой речи, следующие две строки – в парах, и оставшиеся 1–2 строки – самостоятельно с самопроверкой в классе. В результате у каждого учащегося класса заполнена вся таблица и умножения на 3 и каждый проговорит все взаимосвязи между множителями и произведением.

После заполнения таблицы полезно понаблюдать с учащимися зависимоси между компонентами и результатами деления. Так, из первых двух столбиков видно, что при увеличении одного из множителей произведение увеличивается. В третьем столбике при увеличении делимого увеличивается и частное. Этот результат легко интепретировать наглядно: чес больше предметов делим на 3 части, тем больше предметов оказывается в каждой части. 

СКАЧАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПОЛНОСТЬЮ

Назад