Письмо об и интеграции курсов математики «Учусь учиться» с информатикой (образовательная система «Школа 2000...»)

Письмо об и интеграции курсов математики «Учусь учиться» с информатикой (образовательная система «Школа 2000...»)

Курс математики «Учусь учиться» для начальной школы по образовательной системе «Школа 2000…» ориентирован на формирование у учащихся в процессе изучения основных математических понятий требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к предметной области «Математика и информатика»[1]:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

В курсе «Учусь учиться» у учащихся формируется операционный стиль мышления и важные для современной жизни представления об информационной картине мира по следующим направлениям:

1) фундаментальные знания, понятия и представления, необходимые для применения идей и методов информатики в различных областях человеческой деятельности;

2) прикладные навыки и умения, необходимые для применения идей и методов информатики (в том числе приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности).

Системная работа по этим двум направлениям ведется в курсе математики «Учусь учиться» программы «Школа 2000…» в рамках изучения следующих тем:

    1 класс

    Свойства предметов. Сравнение предметов по свойствам.

    Группы предметов или фигур: составление, выделение части, сравнение.

    Связь между частью и целым. Пространственно-временные отношения. Порядок.

    Смысл операций сложения и вычитания, взаимосвязь между ними.

    Выражения. Таблица сложения.

    2 класс

    Операция. Обратная операция. Программа действий. Алгоритм.

    Программа с вопросами. Виды алгоритмов.

    Смысл операций умножения и деления, взаимосвязь между ними.

    Свойства операций сложения, вычитания, умножения и деления.

    Выражения. Порядок действий в выражениях.

    Сети линий. Пути. Дерево выбора.

    3 класс

    Множество и его элементы. Обозначение множества. Равные множества.

    Диаграмма Эйлера − Венна. Подмножество. Классификация.

    Операции пересечения и объединения множеств, их свойства.

    Переменная. Высказывание. Равенство и неравенство. Формула.

    4 класс

    Оценка и прикидка результатов арифметических действий. Оценка площади.

    Круговые, столбчатые и линейные диаграммы

    Координатный луч. Координатный угол.

    Кодирование и передача информации (изображений)

    Диаграммы и графики.

В ходе изучения данных тем формируется основной концептуальный инструментарий курса информатики для начальной школы. Реализация в образовательном процессе деятельностного метода обучения позволяет перейти к системному использованию алгоритмов в ходе учебного процесса.

Исходя из сказанного Ассоциация «Школа 2000…» и Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО рекомендуют интегрировать курс информатики с курсом математики по данной программе, до 5−6 часов в неделю количество часов на интегративный курс. Это будет способствовать повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС как в предметной области «Математика и информатика», так и в формировании личностных и метапредметных результатов образования.

Л.Г. Петерсон, д.п.н.,

научный руководитель ГЭП ДО г. Москвы по проблеме

«Построение образовательного пространства на

деятельностной основе (Инновационный сетевой проект.)»,

директор Центра системно-деятельностной

педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ, лауреат премии

Президента РФ в области образования.



[1] Федеральный государственный образовательный стандарт. − М., 2009, п. 12.2.


Прикрепленные файлы:




Версия для печати