Часто задаваемые вопросы по курсу «Игралочка»

Часто задаваемые вопросы по курсу «Игралочка»

Вопрос.

Объясните выполнение заданий 3. занятие 7 «Игралочка-ступенька к школе», 5-6 лет, Часть 3.

Ответ.

В задании № 3 развивается умение сравнивать предметы по признакам, а также закрепляется знание числа и цифры ноль как обозначения отсутствия предметов.

Елочки на картинке различаются высотой и цветом. Разные елочки – это те, которые отличаются и по цвету, и по высоте. Таких елок справа от медвежонка 9 (из 10), т.к. есть 2 одинаковые елочки. Значит надо обвести цифру 9. Слева от медвежонка нет одинаковых елочек, значит, обводим цифру 0.

Примечание. Справа и слева от медвежонка определяем относительно его правой и левой лап. Обычно правую и левую сторону относительно другого объекта определяют таким образом: если у объекта есть своя правая/левая сторона (человек, животное, кукла или другая игрушка, обозначающая человека или животного), то определяют относительно его правой/левой стороны; а если у объекта нет правой/левой сторон (пирамидка, дом и т.д.), то определяют относительно своей правой/левой руки.


Вопрос.

Не можем решить задание по математике: занятие 10, задание № 3, Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова "Игралочка-ступенька к школе", 5-6 лет.

Ответ.

Выполнение данного задания предполагает знание ребенком символов (знаков), обозначающих свойства предметов (см. стр. 5).

В первой паре мешков должны оказаться:

- в мешке слева: маленький красный квадрат и большой не синий (красный) круг.

- в мешке справа не маленький (большой) красный круг и не большой (маленький) не красный (синий) квадрат.

Чтобы сравнить мешки, надо определить у всех ли фигур в первом мешке есть такая же пара во втором мешке. Для этого соединяем одинаковые фигуры линиями («ниточками»). В обоих мешках есть большой красный круг – соединяем оба круга «ниточкой». Квадраты мы не можем соединить, т.к. их цвет разный. Соответственно ставим между мешками знак ≠, поскольку данные мешки не равны. Группы предметов равны, если каждому предмету из одной группы соответствует такой же предмет в другой группе. (В данном случае речь идет не о количестве предметов, а об их свойствах).

Аналогично разбирается вторая пара мешков.

Желаем Вам успехов!


Вопрос.

Подскажите пожалуйста как правильно выполнить задание 3 из занятия 6 стр.12 «Игралочка – ступенька к школе» для детей 6-7лет. Раскладывать фигуры нужно по определенным признакам? И какие равенства писать справа, если в таких прямоугольниках научились писать только цифры 1 и 2? Спасибо.

Ответ.

Данное задание направлено на развитие умения выполнять действия сложения и вычитания с помощью предметов и чисел. Выполнить с ребенком задание можно в игровой форме.

Например, расскажите, что жители Числовой страны хотят отправить подарки своим друзьям в Геометрическую страну (см. методическое пособие «Игралочка – ступенька к школе», ч. 4 (1)).

Подарок в большой желтой коробке жители Числовой страны уже выбрали, но они хотят, чтобы второй подарок ни по одному признаку не был похож на первый, и просят ребенка помочь им такой подарок выбрать.

Ребенок выбирает маленький красный круг и обосновывает свой выбор:

«Второй подарок отличается от первого цветом, размером и формой».

Затем предложите ребенку положить большую желтую коробку в первый мешок, а маленькую круглую коробку во второй мешок.

– Как узнать, сколько всего подарков приготовили жители Числовой страны для своих друзей? (Надо части сложить.)

Ребенок зарисовывает большой желтый квадрат и маленький красный круг в большом мешке.

■ + ● = ■●

– Как это равенство можно записать с помощью цифр?

Сначала ребенок проговаривает, а затем записывает (печатает) в своей тетради:

 1 + 1 = 2.

– Как по-другому можно выполнить сложение? (Надо части поменять местами. Целое при этом не изменится.)

Ребенок делает соответствующий рисунок и записывает числовое равенство.

● + ■ = ●■

1 + 1 = 2

Далее расскажите, что жители Геометрической страны получили посылку и сначала достали квадрат.

– Как можно узнать, что осталось? (Надо от целого отнять известную часть.)

Ребенок зарисовывает фигуры в мешки, выполняет вычитание, записывает равенство.

●■ – ■ = ●

2 – 1 = 1

– Что осталось бы, если бы вынули сначала круг?

Сначала ребенок проговаривает, а затем зарисовывает фигуры в мешки, выполняют вычитание и записывают равенство.

●■ – ● = ■

2 – 1 = 1

 

Игровые персонажи соответствуют теме занятия № 6 вышеуказанного методического пособия. Если Вы не проводите это занятие полностью, то можете изменить их на знакомых ребенку сказочных героев, например Винни-Пуха и Пяточка.


Вопрос.

Здравствуйте! Подскажите по заданию в пособии «Игралочка – ступенька к школе» Математика для детей 6-7 лет, часть 4-1 Петерсон, Кочемасова, занятие № 14, задания 2 Как заполнить таблицу?

Ответ.

В таблице каждая ячейка совмещает значение (или свойство) соответствующей строки и соответствующего столбца.

Значения строк указаны слева: в первой строке должно быть 3 предмета, во второй строке - 2.

Значение столбцов указаны сверху: в первом столбце должны быть треугольники, во втором - круги.

 

В итоге получаем:

- первая строка первого столбца - 3 треугольника;

- первая строка второго столбца - 3 круга;

- вторая строка первого столбца - 2 треугольника;

- вторая строка второго столбца - 2 круга.


Вопрос.

Купила «Игралочку» 5-6 лет и демонстрационный материал, описания там нет, как с ним работать. Что нужно сделать, есть ли в практическом курсе все необходимое описание?

Ответ.

Полный комплект к курсу математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, часть 3 (для старшей группы) включает в себя:

1) методические рекомендации для педагога "Игралочка - ступенька к школе", часть 3;

2) рабочие тетради для ребенка;

3) демонстрационный материал;

4) раздаточный материал.

Методические рекомендации включают в себя подробные сценарии занятий и рекомендованы воспитателям детских садов, но могут быть использованы и для индивидуальной работы родителей с детьми.

Рабочие тетради «Игралочка» для старшего дошкольного возраста предназначены как для частичного использования на занятии, так и для индивидуальной работы родителей с детьми. В конце каждой тетради даются подробные методические комментарии к заданиям, которые помогут педагогам и родителям заниматься с детьми.

Если Вы проводите занятия по учебно-методическому пособию (методические рекомендации), то к каждому занятию Вам необходимо заготовить соответствующий материал, который имеется в комплектах с раздаточным и демонстрационным материалом. Способы работы с раздаточным и демонстрационным материалом описаны в конспектах занятий, на которых они используются.

Если Вы занимаетесь со своим ребенком только по рабочей тетради, то раздаточный и демонстрационный материал Вам не нужен.

Приобрести необходимые книги или материалы, входящие в комплект «Игралочка», можно в магазине издательства «ЮВЕНТА» по адресу: Москва, ул. 1905 г., д. 10 А, телефон магазина: (495) 253-93-23 (кроме субботы, воскресенья). Можно также сделать заявку по адресу: 125284 Москва, а/я 42, телефон: (495) 796-92-93; факс (495) 796-92-99 или в интернете по адресу www.books.si.ru.

При желании Вы можете пройти обучение на курсах по особенностям содержания и методики работы по курсу для дошкольников «Игралочка». Информацию о ближайших курсах можете получить в разделе Курсы нашего сайта.


Вопрос. 

Что входит в комплект по математике Петерсон на 2-ю младшую группу?

Ответ.

Комплект к курсу математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, часть 1 (для второй младшей группы) включает в себя:

1) методические рекомендации для педагога;

2) рабочие тетради для ребенка;

3) демонстрационный материал;

4) раздаточный материал.

Методические рекомендации к курсу «Игралочка» включают в себя подробные сценарии занятий и рекомендованы воспитателям детских садов, но могут быть использованы и для индивидуальной работы родителей с детьми.

Рабочие тетради «Игралочка» для младшего дошкольного возраста предназначены специально для индивидуальной работы родителей с детьми и на занятиях в детском саду не используются. В конце каждой тетради даются подробные методические комментарии к заданиям, которые помогут родителям заниматься со своим ребенком.

Если Вы проводите занятия по учебно-методическому пособию (методические рекомендации), то к каждому занятию Вам необходимо заготовить соответствующий материал, который имеется в комплектах с раздаточным и демонстрационным материалом. Если Вы занимаетесь со своим ребенком только по рабочей тетради, то раздаточный и демонстрационный материал Вам не нужен.

Приобрести необходимые книги или материалы, входящие в комплект «Игралочка», можно в магазине издательства «ЮВЕНТА» по адресу: Москва, ул. 1905 г., д. 10 А, телефон магазина: (495) 253-93-23 (кроме субботы, воскресенья). Можно также сделать заявку по адресу: 125284 Москва, а/я 42, телефон: (495) 796-92-93; факс (495) 796-92-99 или в интернете по адресу www.books.si.ru.

При желании со следующего учебного года Вы можете пройти обучение на курсах по особенностям содержания и методики работы по курсу для дошкольников «Игралочка». Информацию о ближайших курсах можете получить в разделе Курсы нашего сайта.


Вопрос.

Слышала, что вышли новые пособия курса «Игралочка» в соответствии с ФГОС и с учетом программы «Мир открытий»? Так ли это, где можно приобрести новые пособия и как правильно выбрать комплект для каждой возрастной группы?

Ответ.

Действительно, новые пособия  к курсу "Игралочка" в соответствии с ФГОС ДО и программой "Мир открытий" вышли из печати.

Новые пособия для младшей и средней групп (1 и 2 части) немного отличаются как содержанием, так и внешне.

В содержании изменился тематический план занятий, а также сценарии некоторых занятий немного изменены. Причем эти изменения внесены не только в методическое пособие, но и в тетради для детей, и в раздаточный и демонстрационный материал. Поэтому при покупке пособий обязательно надо подбирать весь комплект этого выпуска. 

Внешне эти пособия отличаются тем, что на обложке появилась "Божья коровка" - логотип программы "Мир открытий". Приобретая пособия, обязательно смотрите, чтобы на всех был этот логотип, иначе пособия не будут соответствовать друг другу. 

На обложках пособий старшей и подготовительной групп (части 3 и 4) также появилась "Божья коровка", однако содержание этих пособий не изменено. Поэтому эти пособия не обязательно подбирать, чтобы они были именно этого выпуска.

По вопросам приобретения пособий лучше обращаться в издательстао "Ювента". Обязательно проговаривайте с продавцом наличие логотипа на пособиях 1 и 2 части курса, поскольку продавец не всегда вникает в эту особенность и может предложить книги разных изданий.


Вопрос. 

В чем разница между Раздаточным и Демонстрационным материалом Игралочка. Математика для детей 3-4 лет?

Ответ.

Раздаточный и демонстрационный материал «Игралочка», часть 1 – это часть учебно-методического комплекта по математике «Игралочка» для детей 3-4 лет. И раздаточный, и демонстрационный материал используются на занятиях по математике в детском саду. Оба набора укомплектованы наглядно-дидактическим материалом в точном соответствии с содержанием занятий учебно-методического пособия «Игралочка», часть 1.

Существенное различие заключается в том, что демонстрационный материал используется для организации педагогом фронтальной и групповой работы с детьми, а раздаточный – для организации индивидуальной работы с каждым ребенком.

Поскольку комплект с раздаточным материалом включает карточки, разрезной материал для одного ребенка, следовательно, таких комплектов в группе должно быть по количеству детей. На каждое занятие отбирается соответствующий материал и раздается детям, отсюда и название «раздаточный».

Комплект с демонстрационным материалом обычно используется один на группу детей. Наглядные пособия, входящие в этот комплект, более крупного размера, что позволяет демонстрировать их в ходе занятия группе детей на некотором расстоянии или использовать в совместных дидактических играх. Отсюда и название «демонстрационный».

Данные комплекты могут быть использованы и в домашних условиях при организации индивидуальных занятий родителей с детьми в тех случаях, если занятия проводятся по учебно-методическому пособию. Если родители занимаются с ребенком лишь по рабочей тетради, то раздаточный и демонстрационный материал не требуется.


Вопрос. 

Как мотивировать ребенка к занятиям? Сыну 4 с половиной. Мы прошли «Игралочку» (4-5 лет), и за это он получил от нас подарок - чтобы замотивировать перед следующей частью, и, конечно, он теперь ждет-не дождётся начать заниматься. Меня волнует вот что: если мотивировать чем-то материальным (игрушка, поход в музей или зоопарк и т.д.) не убьет ли это "правильную" естественную мотивацию к учебе, развитию, узнаванию нового? Лучше "танцевать с бубном", соблазнять и вдохновлять, и медленно двигаться по программе? Или лучше заниматься активно, пусть и с меркантильными мотивами? Есть ли рекомендации, советы и приемы по вдохновению к учебе?

Ответ.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что все дети от природы любознательны, хотят и любят учиться. При этом для каждого возраста способы и формы организации познавательной деятельности имеют свою специфику и особенности. Так, для детей дошкольного возраста это в основном игра и общение. Не случайно, наши пособия для малышей так и называются «Игралочка», поскольку все занятия мы проводим в игровой форме, опираясь на личностные мотивы и познавательные интересы детей. В помощь родителям в конце тетрадей «Игралочка» даны рекомендации по организации познавательных игр и бесед с ребенком на основе математических заданий.

Второй очень важный момент: основная цель занятий по курсу «Игралочка» заключается не столько в формировании у детей предпосылок математической грамотности, сколько в том, чтобы с детства прививать у них «вкус» к умственной деятельности, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Условием достижения этих целей является также опора на внутренние, естественные потребности ребенка в познании.

Что же касается так называемых «внешних мотиваторов» (подарков, наклеек и пр.), злоупотреблять ими не стоит. Безусловно, в определенные моменты они могут помочь вовлечь ребенка в деятельность. Но потом нужно обязательно переключить внимание ребенка на внутренние мотивы: на то, насколько интересны и увлекательны задания, какое интересное решение он смог придумать, как здорово он преодолел затруднение и т.д.

Для того чтобы познавательная мотивация ребенка развивалась успешно, необходимо при выполнении заданий обращать внимание на соблюдение следующих условий:

  • Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься против его воли. Постарайтесь расположить его к совместному решению игровой проблемы, изложенной в задании, пригласите его вместе подумать, порассуждать, как, например, помочь «герою»  сюжета, используя приемы, описанные в комментариях для родителей в конце каждой тетради курса «Игралочка». Помните, принудительное обучение бесполезно и даже вредно!
  • Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят другим интересным делом.
  • Процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную  окраску. Обязательно хвалите ребенка за малейшее проявление смекалки и находчивости.
  • Необходимо всячески поощрять самостоятельность ребенка при решении проблемной ситуации. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.

При желании Вы можете пройти обучения на курсах повышения квалификации по организации образовательного процесса на основе курса «Игралочка». Слушателями данных курсов зачастую бывают не только воспитатели детских садов, но и заинтересованные родители или гувернеры. 

Желаем Вам успехов и уверены, что в Ваших силах сделать так, чтобы Ваш ребенок научился получать удовольствие не только от «заработанных игрушек», но в большей степени, от возможности проявить себя в интересной, познавательной, творческой деятельности!


Вопрос. 

Объясните, пожалуйста, в чем различие между «Игралочка – ступенька к школе» для детей 5-6 лет и «Раз – ступенька, два – ступенька…» 5-6 лет. Хотелось бы продолжить работу по математике по вашей методике. Работали с детьми по «Игралочке» для детей 4-5 лет.

Ответ.

 «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, и «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной – это два курса математического развития дошкольников. До недавнего времени они использовались педагогами дошкольного образования как два последовательных звена математического развития детей дошкольного возраста. То есть в младшем дошкольном возрасте дети занимались по курсу «Игралочка», часть 1 (3-4 года) и часть 2 (4-5 лет), а далее продолжали заниматься по «Раз – ступенька, два – ступенька…», часть 1 (5-6 лет) и часть 2 (6-7 лет).

Однако после выхода частей 3 (5-6 лет) и 4 (6-7 лет) курса «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой у педагогов появилась возможность выбирать, какой из этих курсов математики взять за основу для продолжения работы в старшем дошкольном возрасте.

Курс математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой разработан для детей 3-7 лет.

На сегодняшний день комплект «Игралочка» для каждой возрастной группы включает в себя: учебно-методическое пособие (методические рекомендации) для педагога, рабочие тетради для ребенка, демонстрационный и раздаточный материалы. Пособия части 1 и 2 курса «Игралочка» имеют одноименное название «Игралочка». Пособия же части 3 и 4 этого курса называются «Игралочка – ступенька к школе».

Учебно-методические пособия содержат подробные сценарии образовательных ситуаций (занятий) по математике в технологии деятельностного метода и рекомендованы воспитателям детских садов, но могут быть использованы и для индивидуальной работы родителей с детьми.

Рабочие тетради «Игралочка» (ч. 1, 2), предназначены специально для индивидуальной работы родителей с детьми. При переходе в старшую, а затем подготовительную к школе группу часть заданий в тетради «Игралочка – ступенька к школе» (ч. 3, 4) дети выполняют вместе с воспитателем в группе, однако данные тетради также могут быть полностью использованы для индивидуальной работы родителей с детьми. В конце тетрадей даются подробные методические комментарии к заданиям, которые помогут родителям самим заниматься со своим ребенком.

Раздаточный и демонстрационный материал для каждой возрастной группы используются на занятиях по математике в детском саду. Оба набора укомплектованы наглядно-дидактическим материалом в точном соответствии с содержанием занятий учебно-методического пособия. Данные комплекты также могут быть использованы и в домашних условиях при организации индивидуальных занятий родителей с детьми в тех случаях, если занятия проводятся по учебно-методическому пособию. Если родители занимаются с ребенком лишь по рабочей тетради, то раздаточный и демонстрационный материал не требуется.

Курс математики «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной для детей5−7 лет состоит из двух частей: часть 1 – для детей 5-6 и часть 2 – для детей 6-7 лет. Это специальные пособия для предшкольной подготовки. Они могут быть использованы в работе с детьми, которые в младшем дошкольном возрасте занимались по любой программе математического развития, либо вовсе не посещали детский сад и только начинают осваивать азы математики.

Комплект «Раз – ступенька, два – ступенька…» состоит из учебно-методического пособия для педагога и рабочих тетрадей для ребенка.

В учебно-методическом пособии даются методические рекомендации по проведению занятий с группой детей. Однако данное пособие можно использовать также и для индивидуальных занятий родителей с детьми. В нем же можно найти и комментарии к некоторым заданиям в тетради (в самой тетради комментарии не даются).

Часть заданий из рабочих тетрадей выполняются в рамках занятий в детском саду, остальные рекомендовано отводить для индивидуальной работы родителей с детьми.

Многолетний опыт доказывает, что использование и курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, и курса «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной в практике дошкольного образования способствуют достижению высоких результатов не только интеллектуального развития ребенка-дошкольника, но и развития его личностных качеств.

Что касается выбора пособий для математического развития детей старшего дошкольного возраста, то если дети с самого начала системно и успешно занимались по пособиям курса «Игралочка», то, безусловно, продолжать работу лучше по данному курсу, поскольку при переходе на «Ступеньки», могут возникнуть некоторые сложности, связанные с тем, что распределение материала по возрастам в этих курсах не одинаково. Однако выбирая пособия «Раз – ступенька, два – ступенька…», педагоги самостоятельно корректируют тематический план в соответствии с пройденными ранее темами и уровнем развития детей и успешно преодолевают эти сложности.

Кроме того, следует иметь в виду, что для работы по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька…» демонстрационный и раздаточный материал (в дополнение к учебно-методическому пособию) готовится педагогами самостоятельно.

Все имеющиеся пособия по курсам математического развития дошкольников можно заказать на нашем сайте в разделе «Учебная литература».


Вопрос. 

Я запуталась в пособии «Игралочка». У нас есть «Игралочка» 2 части и «Раз ступенька, два ступенька» 2 части. А что тогда ступенька к школе. После какого пособия его надо изучать?

Ответ.

 «Игралочка» и «Раз – ступенька, два – ступенька…» - это два отдельных курса.

В курс «Игралочка» входят пособия «Игралочка» для детей 3-4 и 4-5 лет, а также «Игралочка – ступенька к школе» для детей 5-6 и 6-7 лет.

Курс «Раз – ступенька, два – ступенька…» состоит из двух частей и предназначен для предшкольной математической подготовки детей 5-7 лет, с которыми не занимались по пособиям «Игралочка».

Поэтому, если Ваш ребенок освоил содержание пособий «Игралочка» (ч.1-2), то следует продолжить занятия по пособиям «Игралочка – ступенька к школе» (ч. 3-4).

В случае если ребенок будет проявлять активный познавательный интерес к математике, можете выборочно брать дополнительные задания из тетрадей «Раз – ступенька, два – ступенька…».

Рекомендуем Вам также обратить внимание на тетрадь «Задачи в кроссвордах» (авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.) для детей 5-7 лет, которая может стать хорошим дополнительным пособием для совершенствования умений ребенка решать математические задачи.


Вопрос. 

«Игралочка - ступенька к школе», математика да детей 6-7 лет часть 4 (1 и 2). Не могу понять смысла часто встречающихся двух вертикальных квадратиков во многих заданиях. Например, занятие 5, задание 2: «5 – два вертикальных квадрата = 4» Понятно, что пропущена 1, но зачем нужны эти квадраты? И такая ситуация во многих последующих заданиях.

Ответ.

Одной из особенностей курса математического развития дошкольников «Игралочка», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой является то, что в подготовительной к школе группе дети осваивают умение «печатать» (писать в печатной форме) цифры. Авторы курса целенаправленно используют методику обучения дошкольников печатанию цифр в клетках, как печатают индекс на почтовых конвертах. Это один из оптимальных для детей 6 лет способов изображения цифр, который помогает совершенствовать ориентировку в микропространстве, подготовить руку к письму.

Сначала на занятии в детском саду дети открывают новый способ изображения цифры, затем в тетради «Игралочка – ступенька к школе», части 4 им дается возможность потренироваться в ее написании. Именно поэтому в некоторых заданиях встречаются клеточки, в которые ребенку необходимо вписать нужные цифры. Образцы печатанья каждой цифры также приведены на страницах пособия. Так, на странице 9 части 4 (1) в правом верхнем углу дается образец написания цифры 1, на странице 11 – цифры 2 и т.п.


Вопрос.

Работаю педагогом по математике в детском саду и с этого уч. года мы перешли на МК "Игралочка". Как подробно отследить уровень успешности ребенка по математике?

Ответ.

В настоящее время в МК «Игралочка» мониторинг успешности пока не предусмотрен. С целью оптимизации работы с детьми и отслеживания динамики математического развития воспитанников Вы можете использовать систему мониторинга к программе дошкольного образования «Мир открытий». Поскольку курс «Игралочка» входит в комплексную программу дошкольного образования «Мир открытий» в качестве парциальной программы для реализации раздела РЭМП, то и методика проведения мониторинга к разделу РЭМП программы "Мир открытий" полностью соотносится с образовательными задачами курса "Игралочка". С этой целью Вы можете использовать пособие «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий».

В ближайшее время планируется выход Парциальной образовательной программы математического развития дошкольников «Игралочка», в которую будет включен специальный раздел: «Система оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы».

О выходе данной программы Вы сможете узнать на нашем сайте.


Вопрос.

Работаю педагогом по математике в детском саду по МК "Игралочка". В подготовительной группе дети в рабочей тетради цифры пишут в печатном виде в двух клеточках, не возникнет ли у них трудности в школе, так как они будут писать цифры прописные и в одной клеточке.

Ответ.

Авторы курса «Игралочка» целенаправленно используют методику обучения дошкольников печатанию цифр в клетках, как печатают индекс на почтовых конвертах. Это один из оптимальных для детей 6 лет способов изображения цифр, который помогает совершенствовать ориентировку в микропространстве, подготовить руку к письму.

Многолетняя практика показывает, что у большинства детей, освоивших курс «Игралочка», хорошо сформирована «ручная умелость», уверенность в своих силах, в начальной школе у них не возникнет трудности по переходу на каллиграфическую форму написания цифр, и они легко осваивают новую («более взрослую») технику письма.


Вопрос.

Мне бы хотелось уточнить, в чем целесообразность печатания цифр. Я столкнулась в этом году с тем, что дети 6 - 7 лет с легкостью пишут обычные цифры в клетке, а вот некоторые печатные (особенно, где есть диагональная линия) часто путают как писать и просят напомнить. Особенно цифры 2,6,7,9. Мне пришлось даже напечатать образцы и повесить на доску. В следующем году хочу попробовать использовать из двух клеток в столбике только нижнюю для написания обычных цифр. Что вы об этом думаете?"

Ответ.

У каждого педагога всегда есть выбор, какую методику использовать в своей работе в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, от опыта, возможностей и приоритетов самого педагога. Зачастую понять, какая методика лучше, помогает только практика.

Что касается курса "Игралочка" Л.Г Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, то авторы целенаправленно используют методику обучения дошкольников печатанию цифр в клетках, как печатают индекс на почтовых конвертах. Это один из оптимальных для детей 6 лет способов изображения цифр, который помогает совершенствовать ориентировку в микропространстве, подготовить руку к письму.

Многолетняя практика показывает, что у большинства детей, освоивших курс «Игралочка», хорошо сформирована «ручная умелость», уверенность в своих силах, в начальной школе у них не возникнет трудности по переходу на каллиграфическую форму написания цифр, и они легко осваивают новую («более взрослую») технику письма.

Могу порекомендовать Вам также недавно вышедшее новое пособие "Каллиграфия цифр" Л.Г. Петерсон, Е.А. Сувориной в двух частях - "Прописи по математике". Пособие разработано для начальной школы, однако успешно используется и в работе с дошкольниками.

Это очень интересная авторская технология обучения каллиграфии цифр (в одной клетке), написанная на понятном детском языке. Занимаясь по этим прописям, дети не просто копируют правильный образец, но и постепенно открывают для себя общие правила написания цифр и даже начинают управлять своим учением.


Вопрос. 

Прошу пояснить на основании каких нормативно-правовых документов я могу проводить дополнительные образовательные услуги (платные) по программе Петерсон. Наш методист говорит, что программа запрещена и ФГОС не рекомендует ее для детей ДОУ.

Ответ.

Добрый день! Чтобы помочь Вам разобраться в данном вопросе, попытаюсь изложить свой ответ в нескольких пунктах.

  • Платные дополнительные образовательные услуги проводятся на основании действующей нормативно-правовой базы, а именно: ФЗ "Об Образовании в РФ" (от 29 декабря 2012 № 273-фз) и Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг").
  • Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию и определяет требования к: структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему; условиям ее реализации; результатам освоения (см. п.1.8 ФГОС ДО). При этом ФГОС ДО не касается вопросов оказания дополнительных образовательных услуг ДОО.
  • На сегодняшний день не существует документа, запрещающего реализацию той или иной программы дошкольного образования.
  • Именно образовательная организация несет ответственность за выбор той или иной дополнительной образовательной программы и руководствуется при выборе требованиями ФГОС, основными принципами дошкольного образования и образовательными потребностями детей и их родителей (законных представителей).
  • Парциальная программа математического развития «Игралочка» авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. имеет серьезную научную и методическую базу и полностью соответствует основным принципам и требованиям ФГОС ДО к организации образовательного процесса в ДОО. Это подтверждается еще и тем, что «Игралочка» вошла в состав комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий», проект которой размещен на сайте ФИРО и успешно прошел общественную экспертизу.
  • В настоящее время «Игралочка» используется в более чем 10 000 детских садов России и стран СНГ, как в составе основной образовательной программы, так и в качестве дополнительной образовательной услуги.
  • Вероятно, позиция Вашего методиста связана с ситуацией с учебниками математики Л.Г. Петерсон для учащихся начальной школы. В данном случае можно пояснить, что, во-первых, Федеральный перечень учебников не касается дошкольных образовательных программ и пособий, во-вторых, даже учителя школ по-прежнему продолжают использовать полюбившиеся им и их ученикам учебники на законных основаниях, подробно описанных на нашем сайте.

 

 


Вопрос. 

Возникли трудности в решении двух заданий из тетради «Игралочка – ступенька к школе» лет, часть 4 (2) (для детей 6-7). Занятие 44 номер 5, 6.

Ответ.

Задание № 5. Это задание направлено на развитие мыслительных операций: анализ, сравнение; умение видеть закономерность и делать умозаключения; а также на закрепление представлений о таблице, строке, столбце и умения ориентироваться в таблице.

Для того чтобы понять, какая маска должна быть в пустой клетке, нужно внимательно посмотреть на имеющиеся маски и определить закономерность, в которой они распределены по таблице.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на маски в первом ряду и спросите, чем они отличаются. (У них разная форма: круглая, квадратная и треугольная; разные глаза: 2 белых кружка, белый и черный кружки, 2 черных кружка; разные ротики: дуга-«улыбка», прямой ротик, дуга-«грусть»; разные «прически»: 1 палочка, 2 палочки, 3 палочки).

Далее то же самое понаблюдайте во второй строке, а затем в первом и втором столбце таблицы и спросите:

 

  • Что интересное ты замечаешь? (1. В каждой строке и в каждом столбце обязательно имеется каждая форма, каждый из наборов глаз, каждый вид ротика и каждая «прическа». 2. В таблице нет одинаковых масок, т.е. сочетание всех выявленных деталей в каждой маске разное);
  • Где находится ячейка, в которую надо дорисовать маску? (В третьей строке третьего столбца);
  • Может ли там быть маска, которая уже есть в таблице? (Нет, должна быть другая – с другим сочетанием деталей);
  • может ли у нее быть какая-нибудь деталь, которая уже есть у масок в третьем ряду или в третьей строке? (Нет);
  • Какой формы может быть эта маска? Почему? (Круглой, потому что круглой маски нет ни в ряду, ни в строке);
  • Какими должны быть глазки? (Белый и черный кружок);
  • Каким будет ротик? (Прямым);
  • Затем предложите ребенку нарисовать эти делали и дорисовать носик (он везде одинаковый).

 

Можно после выполнения задания еще раз проверить, выполняется ли выявленная закономерность, проанализировав сначала третью строку, потом третий столбец. А затем убедиться, что такой точно маски в таблице больше нет и похвалить ребенка за правильное выполнение задания.

Задание № 6. Успех выполнения этого задания основан на знании ребенком свойств числового ряда: числа в числовом ряду идут по порядку, каждое последующее число больше предыдущего на 1, а каждое предыдущее – меньше следующего на 1.

Расскажите ребенку, что один Сыщик просит помочь ему выполнить задание, чтобы поймать злых преступников. Объясните, что полоска, изображенная на картинке – это какая-то часть числового ряда. Все числа в нем расположены по порядку слева направо. Начало и конец оторваны, а числа зашифрованы кругами. Если мы их расшифруем, то найти преступников будет легко.

  • У нас есть подсказка – одно число уже расшифровано;
  • Какое это число? (Число 7);
  • Каким кругом оно зашифровано? (Фиалетовым);
  • Сможешь расшифровать и записать остальные числа?.

Если ребенок будет затрудняться, спросите его, чем каждое число в числовом ряду отличается от предыдущего числа? (Каждое последующее число больше предыдущего на 1 и наоборот.)

  • Догадайся, какое число следует за числом 7. (Число 8);
  • Значит, какое число зашифровано голубым кругом? (Число 8);
  • какое число предшествует числу 7? (Число 6);
  • Сможешь расшифровать и записать остальные числа?

Догадавшись, какое число нужно вписать в каждую пару клеток, ребенок аккуратно вписывает его знакомым способом: как цифры индекса на конверте:

 

В конце обязательно скажите ребенку, что он молодец, потому что сам догадался, быстро расшифровал числа и помог Сыщику.


Вопрос.

Объясните, как выполнить задание 2 стр. 5 занятие 3 «Игралочка – ступенька к школе», часть 4 (1), математика для детей 6-7 лет Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.

Ответ.

Задание является продолжением задания № 1 на той же странице. Оба задания направлены на закрепление умения детей выполнять действия сложения и вычитания на основе взаимосвязей между частями и целым.

Выполняя первое задание, ребенок потренировался в выполнении сложения как объединения частей (цен каждого овоща) в целое (стоимость всей покупки).

Во втором задании, ребенку предстоит потренироваться в выполнении действия вычитания как удалениячасти из целого и получения другой части. Используя те же данные (цены на «витрине»), нужно сначала определить, сколько листиков-«монет» останется у девочки в кошельке после покупки одного помидора.

Спросите у ребенка:

  • Как ты думаешь, после покупки помидора у девочки листиков останется больше или меньше, чем вначале? (Меньше, т.к. часть листиков она отдаст);
  • Значит, листики, которые у девочки были сначала в кошельке – это часть или целое? (Целое);
  • В каком мешке мы нарисуем целое? (В большом мешке);
  • Что произойдет с количеством листиков, когда девочка купит помидор? (Их станет меньше, т.к. она отдастчасть листиков;)
  • Какую часть листиков она отдаст и почему? (Один желтый и два зеленых, т.к. это цена помидора);
  • Это целое или часть? (Часть);
  • Куда мы нарисуем эту часть листиков? (В первый маленький мешок);
  • Можем узнать, сколько и каких листиков останется у девочки после покупки? (Да);
  • Что останется в кошельке? (Один зеленый листик и два желтых);
  • В какой мешок мы нарисуем то, что осталось, т.е. вторую часть? (Во второй маленький мешок.);
  • Заполни мешки и выполни вычитание.

Ребенок самостоятельно выполняет действие вычитания.

Обращаем внимание, что покупку помидора и покупку репки надо рассматривать как отдельные покупки. Можно сказать, например, что на следующий день девочка снова пошла на рынок и взяла с собой тот же кошелек с такими же листиками-«монетками», чтобы купить репку. И предложите ребенку помочь девочке выполнить покупку: записать действие вычитания и определить сколько листиков останется в кошельке после покупки. Здесь ребенку можно предоставить большую самостоятельность.


Вопрос. 

Помогите, пожалуйста, разобраться с занятием № 2 (задание № 1 и № 3) пособие «Игралочка – ступенька к школе» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, ч. 4 (1) для детей 6-7 лет. Подскажите еще, пожалуйста, стоит ли взять пособие 5-6 лет для дочки, возраст 5,9 лет?

Ответ.

Задание № 1.

Расскажите ребенку, что в одной сказочной стране злой волшебник украл королевну. У мудреца в его книге записано, где она спрятана. Для того, чтобы книга открылась, надо выполнить задание.

Предложите ребенку рассмотреть круги, расположенные на рисунке:

– По какому признаку можно разделить круги? (По цвету.)

Ребенок проводит линию – делит круги по цвету. Предложите ребенку составить все возможные равенства для этого разбиения.

Сначала рассматривается первое зарисованное равенство.

– Как составили первое равенство? (К первой части (два желтых круга) прибавили вторую часть (один синий круг).)

– Какое получится целое? (Два желтых круга и один синий круг.)

– Как по-другому можно выполнить сложение? (Можно части поменять местами, целое при этом не изменится.)

Ребенок выполняет сложение – зарисовывает «камешки» в «мешки»:

1 синий + 2 желтых = 1 синий и 2 желтых

– Что должно лежать в большом «мешке» при вычитании? (Целое – все фигуры.)

Ребенок зарисовывает целое в большие «мешки».

– Какую часть фигур возьмем сначала? (Например, желтые круги.)

– Какая часть фигур останется? (Синий круг.)

Ребенок зарисовывает в тетради:

1 синий и 2 желтых – 2 желтых = 1 синий

– Как еще можно выполнить вычитание? (Можно от целого отнять другую часть, т.е. синий круг.)

– Что останется? (Останется другая часть – два желтых круга.)

Ребенок делает рисунок:

1 синий и 2 желтых – 1 синий = 2 желтых

Далее предложите ребенку соединить «мешки» с подходящими числовыми равенствами.

– С каким равенством мы соединим первую строчку? (2 + 1 = 3.)

Ребенок обводит линию, соединяющую подходящие равенства.

– Что в этом числовом равенстве является целым? (3.)

– Обведи его.

Ребенок обводит число 3 кружком.

– Что в этом равенстве является частями? (1 и 2.)

– Подчеркни их.

Ребенок подчеркивает числа 1 и 2.

Аналогично проводится работа с остальными равенствами.

После выполнения задания похвалите ребенка и скажите, что книга открылась.

Задание № 3.

В подготовительной к школе группе дети уже имеют первичный опыт составления задач по картинкам. Это они начинали делать еще в старшей группе. Поэтому первая часть задания не должна вызвать у ребенка больших трудностей. В случае затруднения задачу по первой картинке для образца придумайте Вы, например: «На берегу стояло 4 лодочки, 3 лодочки смыло волной. Сколько лодочек осталось стоять на берегу?» Обратите внимание ребенка на условие и вопрос задачи.

После составления и осмысления задачи задайте ребенку вопрос:

– Что в задаче нужно найти – часть или целое? (Часть.)

– Как это можно сделать? (Надо от целого отнять известную часть.)

– Какое числовое равенство можно составить для решения этой задачи? (4 – 3 = 1)

– Найди это равенство в тетради.

Ребенок находит и соединяет первую картинку с соответствующим равенством.

Остальные задачи пусть ребенок попробует придумать сам. В случае необходимости помогите ему в этом.

Обращаю Ваше внимание, что в конце тетрадей курса математического развития дошкольников «Игралочка» имеются комментарии для педагогов и родителей, которые помогут Вам понять суть заданий и методику работы над ними.

Что касается выбора пособия для Вашего ребенка, сложно однозначно ответить на этот вопрос, ориентируясь только на возраст. Иногда дети опережают в своем развитии сверстников или наоборот, испытывают некоторые трудности усвоения материала, рассчитанного на его возраст. Но если учитывать средний, наиболее часто встречающийся показатель развития детей этого возраста, то Вашей девочке, скорее всего, подойдет часть 3 (для детей 5–6 лет) пособия «Игралочка – ступенька к школе» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой.


Вопрос. 

Подскажите, пожалуйста, как выполняется задание 2 из занятия 64 «Игралочка – ступенька к школе», часть 4 (2) - на полоске зашифрован числовой ряд, нужно сравнить выражения используя < > =.

Ответ.

Данное задание направлено на закрепление детьми знания свойств числового ряда, понимания отношенийчастей и целого при сложении и вычитании, развитие логического мышления.

Изображенная полоска представляет собой часть числового ряда без начала и конца, т.е. мы не знаем на каких числах его «оборвали». Числа в данном числовом ряде зашифрованы картинками. Но зная свойство числового ряда: все числа, идущие при счете раньше (расположенные в числовом ряду левее) меньше чисел, идущих при счете позже (расположенных в числовом ряду правее), и наоборот – ребенок, в результате рассуждений, может выполнить представленные ниже сравнения.

В первом случае рассуждаем так:

– В двух сравниваемых выражениях одинаковая первая часть – 9, вторая часть выражена разными числами: «яблоко» и «грибок», значит и целые будут разными. В числовом ряду «яблоко» находится левее «грибка», значит число, зашифрованное яблоком меньше числа, зашифрованного грибком. Если в двух целыхпервые части равны, а вторые не равны, то большим будет то целое, в котором больше вторая часть, а меньшим будет то целое, в котором меньше вторая часть. Следовательно, целое «девять + яблоко» меньшецелого «девять + грибок». Ставим знак ˂.

− Во втором случае из одного и того же целого (10) вычитаем не равные части («елочка» и «флажок»). Число, зашифрованное елочкой больше числа, зашифрованного флажком. Если из одного и того же целоговычесть большую часть, то останется меньшая часть, и наоборот. Следовательно, в первом выражении в результате вычитания большей части, получаем меньшую часть, а во втором выражении – вычитаем меньшуючасть и получаем большую часть. Ставим знак ˂.

Остальные случаи разбираются аналогично.


Вопрос. 

Помогите разобраться с занятием 21 упражнение № 1. «Игралочка – ступенька к школе», 6-7 лет. Часть 4 (1). Как доступно объяснить выполнение этого задания ребенку?

Ответ.

Данное задание направлено на тренировку умения решать простейшие числовые равенства на сложение и вычитание, ориентироваться в пространстве.

Скажите ребенку, что вы оказались в необычной стране, где живут геометрические фигуры. Номера домов засекречены. Чтобы узнать номер дома, надо решить равенство, написанное на нем.

Предложите ребенку выполнить действия сложения и вычитания и записать результаты в клетки на домиках.

После этого скажите, что в домиках с номером 4 живут квадраты, и предложите определить эти дома, а затем помочь квадратам добраться до них. Объясните, что начало пути находится внизу. Необходимо двигаться по дорожкам (пунктирным линиям) только в тех направлениях, где рядом с дорожкой нет «запрещающих» значков (перечеркнутых фигур). Например, квадраты не могут проходить по тем дорожкам, рядом с которыми перечеркнутый квадрат.

Предложите ребенку нарисовать дорожку цветным карандашом с комментированием, например:

Сначала двигаемся прямо до первого перекрестка. Идти прямо и вправо нельзя, т.к. у дорожек перечеркнутый квадрат. Значит, идем влево. Доходим до следующего поворота. Идти вправо нельзя, значит, продолжаем идти прямо до следующего поворота. Поворачиваем направо. Идем до следующего поворота, снова поворачиваем направо в сторону дома с номером 4, где живет квадрат.

Аналогично прокладываются пути к остальным домам. Дорожки рисуются разными карандашами.


Вопрос. 

Купила "Игралочку" 4 часть (1,2) для занятий с ребенком. Обнаружила задания, которые вызывают у меня затруднения. Была бы очень благодарна, если бы вы подсказали в них разобраться. Занятие 1, задание 3; занятие 7 зад-5; зан.-9 зад.-2; зан.-58 зад.-6; зан.-62 зад—3.

Ответ.

Часть 4 (1). Занятие 1, задание 3.

В данном задании нужно помочь фигурам добраться до своих домиков. Каждая фигура обладает своими свойствами: формой и цветом. На домике каждой из них – значок такой же формы и такого же цвета. Поэтому ребенку сначала необходимо определить, где чей домик. Далее нужно выбрать правильную дорожку к нему.

Началом пути для всех фигур является отрезок в нижней части рисунка. Пройдя вверх по нему и дойдя до пересечения линий (назовем это место «развилкой»), фигура должна двигаться по одной из линий дальше. При этом путь надо выбирать тот, где нет «запретов». «Запретом» для каждой фигуры является перечеркнутый значок, обозначающий ее свойство, т.е. фигура не может пойти по той дорожке, рядом с которой находится «запрет».

Рассмотрим путь к домику для желтого квадрата. Дойдя по нижнему вертикальному отрезку до «развилки», видим, что направо идти нельзя, т.к., в одном случае, мешает перечеркнутый значок, обозначающий желтый цвет (символ «не желтый»), а в другом случае – при повороте налево относительно его движения (вверх по рисунку) – перечеркнутый знак, обозначающий квадратную форму (символ «не квадратный»). Значит, от «развилки» желтый квадрат может идти только налево. Затем он может повернуть направо (вверх по рисунку), например, по линии, расположенной между значками «не красный» и «не круглый», которые не являются для него «запретами». После этого может пойти направо, затем налево, снова направо – и попадет в свой дом.

Часть 4 (1). Занятие 7, задание 5.

В методических комментариях, которые даются в конце пособия, Вы можете найти правильное решение этого задания. Данное задание отмечено «звездочкой», это означает, что оно не является обязательным.

Задание направлено не только на тренировку счетных навыков детей и умения ориентироваться в пространстве, но и на развитие сообразительности, умения внимательно и вдумчиво слушать инструкцию, самостоятельно ее выполнять: перебирать варианты, рассуждать, сомневаться и искать правильное решение, аргументировать свое мнение.

Сначала предложите ребенку расставить чашки на первом столе, для этого прочитайте первую часть инструкции и убедитесь, что ребенок понял, что от него требуется. Далее предоставьте ему самостоятельность. После выполнения первой части задания переходите ко второй. Обязательно похвалите ребенка за правильное решение.

Если ребенок выполнил задание неверно, повторите инструкцию и спросите, выполнена ли она. Пусть он сам увидит, что заблуждается. Если и после этого ребенок самостоятельно не находит правильного решения, предложите ему свое решение первой части, спросив: «Как ты думаешь, а так нельзя расставить? Почему ты так думаешь?». Если он самостоятельно или с Вашей помощью смог объяснить правильное решение, то, возможно, после этого он догадается, как выполнить вторую часть задания. Если нет, то предложите ему, как и в первом случае, рассмотреть и объяснить предложенное Вами решение.

Часть 4 (1). Занятие 9, задание 2.

Комментарии к этому заданию Вы можете найти в конце пособия.

Предложите ребенку помочь королю закончить постройку нового дворца.

Для постройки подойдет только тот кубик, на котором число, получившееся в результате вычисления, совпадет с числом, стоящим на деталях этой же постройки.

Для вычисления можно использовать счетные палочки или другой счетный материал.

Например, чтобы найти деталь для первой постройки, надо по порядку решать примеры, написанные внутри геометрических фигур в нижней части рисунка. Если получится ответ 1, то надо посмотреть, будет ли постройка устойчивой с этой деталью (например, круглая деталь – неустойчивая, потому что имеет свойство катиться, а треугольную деталь нельзя поставить в нижнюю часть постройки, т.к. на нее нельзя установить другую деталь и т.д.). Если деталь не подойдет, то следует продолжать решать примеры.

После подбора подходящей детали ребенок зарисовывает ее в соответствующем месте – заканчивает постройку.

Часть 4 (2). Занятие 58, задание 6.

Данное задание направлено на закрепление представлений о таблице, ячейке, строке, столбце.

Каждую ячейку нужно заполнить «данными», отражающими свойства строки (форму) и столбца (цвет).

Спросите у ребенка:

- О чем «рассказывают» цветные круги в верхней строке таблицы? (Они «рассказывают», какого цвета должны быть фигуры в каждом столбце).

- А о чем «рассказывают» фигуры в первом столбце таблицы? (Какой формы должны быть фигуры в каждой строке).

Далее ребенок может самостоятельно заполнить таблицу. Если он затрудняется, разберите первую ячейку вместе:

- Что нужно нарисовать в верхней строке первого столбца? (Красный треугольник).

Пустые ячейки должны быть заполнены следующим образом:

 

Часть 4 (2). Занятие 62, задание 3.

Предложите ребенку провести линию, которая разделит желтое кольцо на два кольца. Если ребенок самостоятельно не найдет решение, подскажите ему. А затем предложите вторую часть задания выполнить самостоятельно.

Линии должны быть проведены так:

 

Обращаю Ваше внимание, что ответы на многие вопросы, связанные с выполнением заданий в тетрадях для детей «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе», Вы можете получить в методических комментариях для педагогов и родителей, размещенных в конце каждой тетради, а также в методических рекомендациях для педагога по каждой возрастной группе. Если какие-либо задания все же вызовут у Вас затруднения, пишите или звоните, обязательно окажем Вам помощь.


Вопрос. 

Не можем разобраться с заданием в "Игралочка – ступенька к школе", ч. 4(1), занятие 1, задание 3.

Ответ.

В данном задании нужно помочь фигурам добраться до своих домиков. Каждая фигура обладает своими свойствами: формой и цветом. На домике каждой из них – значок такой же формы и такого же цвета. Поэтому ребенку сначала необходимо определить, где чей домик. Далее нужно выбрать правильную дорожку к нему.

Началом пути для всех фигур является отрезок в нижней части рисунка. Пройдя вверх по нему и дойдя до пересечения линий (назовем это место «развилкой»), фигура должна двигаться по одной из линий дальше. При этом путь надо выбирать тот, где нет «запретов». «Запретом» для каждой фигуры является перечеркнутый значок, обозначающий ее свойство, т.е. фигура не может пойти по той дорожке, рядом с которой находится «запрет».

Рассмотрим путь к домику для желтого квадрата. Дойдя по нижнему вертикальному отрезку до «развилки», видим, что направо идти нельзя, т.к., в одном случае, мешает перечеркнутый значок, обозначающий желтый цвет (символ «не желтый»), а в другом случае – при повороте налево относительно его движения (вверх по рисунку) – перечеркнутый знак, обозначающий квадратную форму (символ «не квадратный»). Значит, от «развилки» желтый квадрат может идти только налево. Затем он может повернуть направо (вверх по рисунку), например, по линии, расположенной между значками «не красный» и «не круглый», которые не являются для него «запретами». После этого может пойти направо, затем налево, снова направо – и попадет в свой дом.

Обращаю Ваше внимание, что ответы на многие вопросы, связанные с выполнением заданий в тетрадях для детей «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе», Вы можете получить в методических комментариях для педагогов и родителей, размещенных в конце каждой тетради, а также в методических рекомендациях для педагога по каждой возрастной группе.