ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей версии сайта, которая не обновляется с 01.09.2022.
Рекомендуем Вам посетить наш новый сайт https://peterson.institute/

Площадки

  

Федеральная инновационная площадка 2018-2023

«Развитие механизмов и технологий повышения качества общего образования
на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в школах с низкими
результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНРО)».

Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2017 года  № 1206 Институту системно-деятельностной педагогики под научным руководством Л.Г.Петерсон присвоен самый высокий в инновационной инфраструктуре РФ статус – Федеральной инновационной площадки для реализации проекта «Развитие механизмов и технологий повышения качества общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНРО)».

   

1.1. Состав участников ФИП

Исполнитель ФИП:

·         НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики».

Соисполнители ФИП:

·         образовательные организации – базовые площадки региональных проектов ФЦПРО по мероприятию 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов»;

·         организации дополнительного профессионального образования.

Обязательства исполнителей ФИП:

·         разработка программы исследовательского проекта;

·         научное руководство реализацией программы исследовательского проекта;

·         консультации педагогов-участников проекта;

·         обобщение и представление результатов проекта.

Требования к соисполнителям:

·         согласование участия в проекте с учредителем;

·         мотивация к самоизменению и освоению нового педагогического инструментария;

·         обязательства по использованию учебно-методического комплекса «Учусь учиться» (дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон, авторского непрерывного курса математики «Учусь учиться», надпредметного курса «Мир деятельности»);

·         обязательства по повышению квалификации педагогов-участников проекта на базе исполнителя проекта НОУ ДПО Институт СДП или на базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО;

·         обязательства по реализации программы проекта и трансляции инновационного педагогического опыта.

База проекта:

·         1–5 классы школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНРО).

1.2. Идея и замысел ФИП

Идея, лежащая в основе исследования, заключается в предположении, что причиной устойчиво низких результатов, которые выявляются в ходе мониторингов качества начального и основного общего образования, является недостаточная сформированность у учащихся школьной мотивации, проектных умений и умения учиться в целом.

Низкая мотивация, неумение работать с интеллектуальными затруднениями, ставить перед собой учебные цели, планировать и выбирать способы их достижения, осуществлять самоконтроль и самооценку не позволяют учащимся преодолеть неуспешность в обучении. Для решения этой задачи у них нет соответствующих инструментов, осознания личностного смысла учения, опыта успешности в обучении, знаний о том, что значит учиться и умений рефлексивной самоорганизации. Следовательно, эти школьники более других нуждаются, в первую очередь, в системном, целенаправленном формировании мотивации к учению и умения учиться.

Между тем, образовательная система Л.Г. Петерсон располагает широко апробированными (56 регионов РФ) в течение более 15 лет средствами решения этой задачи: это дидактический комплекс, который включает в себя дидактическую систему деятельностного метода обучения (ДСДМ), авторский непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников и 1–9 классов школы, надпредметный курс «Мир деятельности» для начальной и основной школы, комплексный мониторинг процесса формирования УУД. Именно на базе сформированных регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД и личностных качеств учащиеся под руководством учителя смогут строить и успешно осуществлять проекты ликвидации своих пробелов в предметных знаниях и умениях.

Условиями успешного использования дидактического комплекса является включение педагогического коллектива в освоение инновационной технологии и системы дидактических принципов деятельностного метода обучения, освоение концептуальных основ, содержания и методик надпредметного курса «Мир деятельности» и непрерывного курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон.

Переход на инновационный режим развития, организация методического патроната со стороны учителей-наставников для передачи инновации «из рук в руки», позитивное влияние деятельностного метода на отношение детей к учению и результативность образовательного процесса создаст мотивацию для профессионального и личностного развития педагогов, работающих в классах, участвующих в проекте, и перехода их в режим саморазвития.

Создание образцов перехода школ с низкими результатами обучения при внедрении деятельностного метода на качественно новый, более высокий уровень будет способствовать повышению качества российского образования в целом.

1.3. Методологический аппарат ФИП

Цель ФИП: апробировать модели повышения качества общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в школах с низкими результатами обучения.

Гипотеза исследования: если образовательный процесс системно строится на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с использованием развивающегося комплекса – ДСДМ, программа ДО «Мир открытий», УМК по математике нового поколения «Учусь учиться» (ДО, 1–9), надпредметный курс «Мир деятельности», – то это позволит:

·         повысить качество образования в соответствии с ФГОС ДО, НОО, ООО и Концепцией развития математического образования в РФ (в том числе, в образовательных организациях с изначально низкими результатами обучения),

·         повысить профессиональный уровень педагогов-участников проекта;

·         создать в регионе обучающую команду педагогов, способных транслировать инновационную образовательную технологию и систему дидактических принципов деятельностного метода обучения.

1.4. Основные задачи проекта на 2018–2023 гг.

Выявить возможности развития механизмов и технологий формирования метапредметных и личностных результатов образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон и на этой основе:

1) разработать и апробировать теоретическую модель повышения качества общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в школах с низкими результатами обучения с позиций непрерывности образования на уровнях ДО–НОО–ООО;

2) разработать и апробировать региональные модели повышения качества общего образования в школах с низкими результатами обучения, конкретизирующие теоретическую модель;

3) обобщить и представить результаты инновационной работы в педагогическом сообществе.

1.5. Ожидаемые результаты в педагогической теории и практике

Ожидаемыми результатами в практике образования являются:

1. Понимание и принятие педагогами-участниками проекта новых ценностей и целей образования, их готовность к самоизменению и саморазвитию.

2. Повышение в ШНРО-участниках проекта качества образования (не ниже среднего по региону) в соответствии с ФГОС ДО, НОО, ООО.

3. Повышение профессиональной эффективности педагогов-участников проекта за счет включения их в освоение инновации – дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон, и освоения метода рефлексивной самоорганизации.

4. Скорректированный тематический план и сценарии занятий по надпредметному курсу «Мир деятельности» для 1–9 классов ШНРО.

5. Модели внутришкольного контроля качества образования в ШНРО на основе комплексного мониторинга процесса формирования всех видов УУД и личностных качеств.

6. Программа повышения квалификации для педагогов ШНРО, направленная на совершенствование компетенций, позволяющих системно формировать у учащихся умение учиться.

7. Апробированные индивидуализированные формы повышения квалификации для педагогов школ с низкими результатами обучения: стажерские пары, методический патронат, стажировка.

8. Региональные модели и образцы повышения качества общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности на ступенях ДО–НОО–ООО в школах с низкими результатами обучения, мотивированных на саморазвитие.

9. Региональная обучающая команда педагогов, способных транслировать инновационную образовательную технологию и систему дидактических принципов деятельностного метода обучения в системе повышения квалификации региона.

10. Региональная инновационная методическая сеть «Учусь учиться».

Ожидаемыми результатами в педагогике являются:

1. Теоретическая модель повышения качества образования в школах, мотивированных на саморазвитие.

2. Концептуальные основания индивидуализированных форм повышения квалификации для педагогов ШНРО: стажерские пары, методический патронат и стажировка.

3. Модифицированные варианты реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон применительно к условиям организации образовательного процесса в ШНРО.

1.6. Способы отслеживания результатов

Количественные и качественные показатели результатов реализации модели повышения качества образования в ШНРО на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон:

·         Результаты комплексного мониторинга метапредметных и предметных результатов образования с автоматизированной обработкой информации, разработанного в ДСДМ (не ниже средних по ИМС «Учусь учиться»).

·         Метапредметные результаты ВПР, НИКО, ОГЭ и других государственных мероприятий по контролю знаний и умений учащихся (не ниже средних по региону).

·         Предметные результаты по математике (и другим предметам) ВПР, НИКО, ОГЭ и других государственных мероприятий по контролю знаний и умений учащихся (не ниже средних по региону).

·         Количественный состав и результативность участия обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах.

·         Показатели профессионального роста педагогов-участников проекта.

·         Результаты анкетирования и отзывы управленцев, администрации образовательных организаций, педагогов-участников проекта, родителей, учащихся.

1.7. Формы сетевой организации (творческие лаборатории)

Сетевой координатор: НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Педагоги базовых площадок работают в лабораториях:

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1

«Методологическая школа»

Цель: разработка теоретических основ, механизмов и технологий реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС и их согласование в рамках ИМС «Учусь учиться».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 2

«Дидактическая система деятельностного метода обучения (ДСДМ)»

Цель: развитие технологий, дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон и реализующих их методик как средства повышения качества начального и основного общего образования.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 3

«Комплексная программа ДО “Мир открытий” и курс математики “Игралочка”»

Цель: развитие технологий и методического обеспечения комплексной программы ДО «Мир открытий» и курса математики «Игралочка».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 4

«Надпредметный курс “Мир деятельности”»

Цель: развитие содержания, методик и построение комплексного мониторинга УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» для 1–9 классов как ключевого звена формирования у школьников умения учиться.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 5

«Непрерывный курс математики “Учусь учиться” (1–9 классы)»

Цель: развитие технологий, методик, содержания и методического обеспечения УМК по математике «Учусь учиться» в контексте ФГОС НОО и ООО и «Концепции развития математического образования в РФ».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 6

«Каллиграфия букв и цифр»

Цель: развитие технологий и методик формирования у учащихся каллиграфического письма цифр и букв.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 8

«Школа развития»

Цель: разработка и апробация моделей повышения качества общего образования (в том числе, в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях) путем формирования у учащихся умения учиться.