Международный исследовательский проект

ПОДПРОГРАММА 4

(Кластер лидеров)


«Организация взаимодействия образовательной организации и семьи

в условиях реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон»


4.1. Состав участников ВИП

Исполнитель проекта:

  • НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики».

Соисполнители проекта:

  • образовательные организации – базовые площадки и ресурсные центры НОУ ДПО Института СДП.

Обязательства исполнителей проекта:

  • разработка программы исследовательского проекта;
  • научное руководство реализацией программы исследовательского проекта;
  • консультации педагогов-участников проекта;
  • обобщение и представление результатов проекта.

Требования к соисполнителям (критерии отбора):

  • согласование участия в проекте с учредителем;
  • обязательства по использованию учебно-методического комплекса «Учусь учиться» (дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон, авторского непрерывного курса математики «Учусь учиться» для ДО и 1–9 классов школы, надпредметного курса «Мир деятельности»);
  • наличие команды педагогов, обученных по ДСДМ не ниже технологического уровня, и обязательства по дальнейшему повышению квалификации педагогов-участников проекта по тематике проекта на базе НОУ ДПО Институт СДП, либо Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО;
  • опыт трансляции инновационного педагогического опыта по реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон (на городском, региональном, либо всероссийском уровне).
  • опыт работы по развитию и поддержке одаренности;
  • обязательства по реализации программы проекта и трансляции инновационного педагогического опыта.

База проекта:

  • соисполнители ВЭП Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО (2011–2016 гг.) или ФИП НОУ ДПО Института СДП (2015–2019 гг.).

Замечание:

Кластер лидеров является открытой структурой – каждая площадка-участник проекта по мере выполнения вышеуказанных критериев имеет возможность перейти в статус лидеров и включиться в проект по интересующему направлению.

4.2. Идея и замысел проекта

Новый закон «Об образовании в РФ» и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нормативно определяют семью как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Между тем, современные родители далеко не всегда способны самостоятельно переосмыслить приоритеты и ценности современного образования, адекватно и гибко реагировать на изменения в социокультурной ситуации развития ребенка, происходящие сегодня с невиданной ранее быстротой. Поэтому для эффективного перехода школы и ДОО к реализации деятельностного метода обучения необходимо помочь родителям осознать и принять новые цели и ценности образования, освоить новые способы взаимодействия со своими детьми.

В непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон определены основные подходы к организации работы с родителями, апробированные в ходе Всероссийского эксперимента Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО в 2011–2016 гг. В основе данной работы лежит система дидактических принципов, описывающая условия эффективного взаимодействия между организатором и субъектом любого самоизменения (учитель–ученик, методист–учитель, учитель–родитель, родитель–ребенок и др.): это принципы психологической комфортности, деятельности, вариативности, минимакса, целостности, непрерывности, творчества. Мы предполагаем, что использование их педагогами одновременно как в работе с детьми, так и в работе с родителями позволит вовлечь всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей – в процесс саморазвития и на этой основе создать единое образовательное пространство семьи и школы /ДОО.

В течение последних нескольких лет в рамках работы Методологической школы Института системно-деятельностной педагогики была построена теоретическая модель педагогического сопровождения самообразования родителей, которая включает в себя технологию и систему дидактических принципов деятельностного метода, адаптированных к условиям работы с родителями, систему мониторинга результативности работы с родителями с позиций преемственности между ДОО и школой. Кроме того, в рамках ВЭП создана апробированная система методических мероприятий, реализующих системно-деятельностный подход (тематические родительские собрания, открытые уроки для родителей, круглые столы, проводимые в ТДМ и др.). Содержательной основой этих мероприятий является надпредметный курс «Мир деятельности», направленный на формирование у учащихся ценностей созидания, саморазвития, коммуникативного взаимодействия и тех общеучебных знаний и умений, которые помогут выпускнику реализовать эти ценности на практике, стать успешным в жизни и полезным обществу и государству.

Таким образом, в настоящее время создан задел для разработки и апробации конкретных моделей педагогического сопровождения родителей на базе образовательных организаций, системно реализующих учебно-методический комплекс «Учусь учиться».

4.3. Методологический аппарат проекта

Цель проекта: разработать и апробировать модели педагогического сопровождения самообразования родителей в условиях реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО.

Гипотеза исследования: если образовательный процесс на ступенях ДО–НОО–ООО системно строится на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с использованием комплекса – ДСДМ, программа ДО «Мир открытий», УМК по математике нового поколения «Учусь учиться» (ДО, 1–9), надпредметный курс «Мир деятельности», – и при этом в образовательной организации:

1) педагоги имеют профессиональную подготовку к осуществлению педагогического сопровождения самообразования родителей и сами обладают культурой саморазвития;

2) создана рефлексивная образовательная среда;

3) разработана на основе теоретической модели ДСДМ и системно реализуется модель педагогического сопровождения самообразования родителей;

то это позволит:

  • мотивировать родителей к самообразовательной деятельности в области системно-деятельностного подхода и освоению механизмов саморазвития;
  • повысить уровень педагогической компетентности родителей при организации взаимодействия со своими детьми на деятельностной основе;
  • создать единое образовательное пространство деятельностного типа семьи и школы / ДОО.

4.4. Основные задачи проекта на 2017–2022 гг.

1) Определить педагогические условия использования в работе с родителями закона рефлексивной самоорганизации.

2) Разработать и апробировать теоретическую модель педагогического сопровождения самообразования родителей на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности на ступенях ДО–НОО–ООО.

3) Разработать и апробировать модели педагогического сопровождения самообразования родителей в школе и ДОО, конкретизирующие построенную теоретическую модель.

4) Обобщить и представить результаты инновационной работы в педагогическом сообществе.

4.5. Ожидаемые результаты в педагогической теории и практике

Ожидаемыми результатами в практике образования являются:

1. Апробированные в условиях реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон модели педагогического сопровождения самообразования родителей, построенные на основе теоретической модели ДСДМ.

2. Методические материалы (методические рекомендации, сценарии мероприятий с родителями и др.) по взаимодействию образовательных организаций с семьями обучающихся при реализации системно-деятельностного подхода.

3. Созданная педагогами-участниками проекта «методическая копилка» эффективных педагогических инструментов педагогического сопровождения самообразования родителей (методические рекомендации, форм взаимодействия, технологии разработки индивидуальных образовательных маршрутов родителей, диагностический инструментарий и др.).

4. Повышение профессиональной эффективности педагогов-участников проекта за счет включения их в освоение инновации – дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон и освоения метода рефлексивной самоорганизации.

5. Творческое содружество педагогов и родителей, разделяющих ценности саморазвития и идеи системно-деятельностного подхода к образованию детей.

Ожидаемыми результатами в педагогике являются:

Теоретическая модель педагогического сопровождения самообразования родителей в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО, построенная на основе метода рефлексивной самоорганизации и дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

4.6. Формы сетевой организации (творческие лаборатории)

Сетевой координатор: Центр СДП «Школа 2000…».

Педагоги базовых площадок работают в лабораториях:

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1

«Методологическая школа»

Цель: разработка теоретических основ, механизмов и технологий реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС и их согласование в рамках ИМС «Учусь учиться».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 2

«Дидактическая система деятельностного метода обучения (ДСДМ)»

Цель: развитие технологий, дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон и реализующих их методик как средства повышения качества начального и основного общего образования.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 3

«Комплексная программа ДО “Мир открытий” и курс математики “Игралочка”»

Цель: развитие технологий и методического обеспечения комплексной программы ДО «Мир открытий» и курса математики «Игралочка».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 4

«Надпредметный курс “Мир деятельности”»

Цель: развитие содержания, методик и построение комплексного мониторинга УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» для 1–9 классов как ключевого звена формирования у школьников умения учиться.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 5

«Непрерывный курс математики “Учусь учиться” (1–9 классы)»

Цель: развитие технологий, методик, содержания и методического обеспечения УМК по математике «Учусь учиться» в контексте ФГОС НОО и ООО и «Концепции развития математического образования в РФ».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 6

«Каллиграфия букв и цифр»

Цель: развитие технологий и методик формирования у учащихся каллиграфического письма цифр и букв.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 10

«Единство семьи и образовательной организации в воспитании детей»

Цель: разработка и апробация моделей взаимодействия семьи и образовательной организации в условиях реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон.