ПОДПРОГРАММА 4
(Кластер лидеров)
«Организация взаимодействия образовательной организации и семьи
в условиях реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон»
4.1. Состав участников ВИП
Исполнитель проекта:
- НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики».
Соисполнители проекта:
- образовательные организации – базовые площадки и ресурсные центры НОУ ДПО Института СДП.
Обязательства исполнителей проекта:
- разработка программы исследовательского проекта;
- научное руководство реализацией программы исследовательского проекта;
- консультации педагогов-участников проекта;
- обобщение и представление результатов проекта.
Требования к соисполнителям (критерии отбора):
- согласование участия в проекте с учредителем;
- обязательства по использованию учебно-методического комплекса «Учусь учиться» (дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон, авторского непрерывного курса математики «Учусь учиться» для ДО и 1–9 классов школы, надпредметного курса «Мир деятельности»);
- наличие команды педагогов, обученных по ДСДМ не ниже технологического уровня, и обязательства по дальнейшему повышению квалификации педагогов-участников проекта по тематике проекта на базе НОУ ДПО Институт СДП, либо Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО;
- опыт трансляции инновационного педагогического опыта по реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон (на городском, региональном, либо всероссийском уровне).
- опыт работы по развитию и поддержке одаренности;
- обязательства по реализации программы проекта и трансляции инновационного педагогического опыта.
База проекта:
- соисполнители ВЭП Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО (2011–2016 гг.) или ФИП НОУ ДПО Института СДП (2015–2019 гг.).
Замечание:
Кластер лидеров является открытой структурой – каждая площадка-участник проекта по мере выполнения вышеуказанных критериев имеет возможность перейти в статус лидеров и включиться в проект по интересующему направлению.
4.2. Идея и замысел проекта
Новый закон «Об образовании в РФ» и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нормативно определяют семью как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Между тем, современные родители далеко не всегда способны самостоятельно переосмыслить приоритеты и ценности современного образования, адекватно и гибко реагировать на изменения в социокультурной ситуации развития ребенка, происходящие сегодня с невиданной ранее быстротой. Поэтому для эффективного перехода школы и ДОО к реализации деятельностного метода обучения необходимо помочь родителям осознать и принять новые цели и ценности образования, освоить новые способы взаимодействия со своими детьми.
В непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон определены основные подходы к организации работы с родителями, апробированные в ходе Всероссийского эксперимента Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО в 2011–2016 гг. В основе данной работы лежит система дидактических принципов, описывающая условия эффективного взаимодействия между организатором и субъектом любого самоизменения (учитель–ученик, методист–учитель, учитель–родитель, родитель–ребенок и др.): это принципы психологической комфортности, деятельности, вариативности, минимакса, целостности, непрерывности, творчества. Мы предполагаем, что использование их педагогами одновременно как в работе с детьми, так и в работе с родителями позволит вовлечь всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей – в процесс саморазвития и на этой основе создать единое образовательное пространство семьи и школы /ДОО.
В течение последних нескольких лет в рамках работы Методологической школы Института системно-деятельностной педагогики была построена теоретическая модель педагогического сопровождения самообразования родителей, которая включает в себя технологию и систему дидактических принципов деятельностного метода, адаптированных к условиям работы с родителями, систему мониторинга результативности работы с родителями с позиций преемственности между ДОО и школой. Кроме того, в рамках ВЭП создана апробированная система методических мероприятий, реализующих системно-деятельностный подход (тематические родительские собрания, открытые уроки для родителей, круглые столы, проводимые в ТДМ и др.). Содержательной основой этих мероприятий является надпредметный курс «Мир деятельности», направленный на формирование у учащихся ценностей созидания, саморазвития, коммуникативного взаимодействия и тех общеучебных знаний и умений, которые помогут выпускнику реализовать эти ценности на практике, стать успешным в жизни и полезным обществу и государству.
Таким образом, в настоящее время создан задел для разработки и апробации конкретных моделей педагогического сопровождения родителей на базе образовательных организаций, системно реализующих учебно-методический комплекс «Учусь учиться».
4.3. Методологический аппарат проекта
Цель проекта: разработать и апробировать модели педагогического сопровождения самообразования родителей в условиях реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО.
Гипотеза исследования: если образовательный процесс на ступенях ДО–НОО–ООО системно строится на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с использованием комплекса – ДСДМ, программа ДО «Мир открытий», УМК по математике нового поколения «Учусь учиться» (ДО, 1–9), надпредметный курс «Мир деятельности», – и при этом в образовательной организации:
1) педагоги имеют профессиональную подготовку к осуществлению педагогического сопровождения самообразования родителей и сами обладают культурой саморазвития;
2) создана рефлексивная образовательная среда;
3) разработана на основе теоретической модели ДСДМ и системно реализуется модель педагогического сопровождения самообразования родителей;
то это позволит:
- мотивировать родителей к самообразовательной деятельности в области системно-деятельностного подхода и освоению механизмов саморазвития;
- повысить уровень педагогической компетентности родителей при организации взаимодействия со своими детьми на деятельностной основе;
- создать единое образовательное пространство деятельностного типа семьи и школы / ДОО.
4.4. Основные задачи проекта на 2017–2022 гг.
1) Определить педагогические условия использования в работе с родителями закона рефлексивной самоорганизации.
2) Разработать и апробировать теоретическую модель педагогического сопровождения самообразования родителей на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности на ступенях ДО–НОО–ООО.
3) Разработать и апробировать модели педагогического сопровождения самообразования родителей в школе и ДОО, конкретизирующие построенную теоретическую модель.
4) Обобщить и представить результаты инновационной работы в педагогическом сообществе.
4.5. Ожидаемые результаты в педагогической теории и практике
Ожидаемыми результатами в практике образования являются:
1. Апробированные в условиях реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон модели педагогического сопровождения самообразования родителей, построенные на основе теоретической модели ДСДМ.
2. Методические материалы (методические рекомендации, сценарии мероприятий с родителями и др.) по взаимодействию образовательных организаций с семьями обучающихся при реализации системно-деятельностного подхода.
3. Созданная педагогами-участниками проекта «методическая копилка» эффективных педагогических инструментов педагогического сопровождения самообразования родителей (методические рекомендации, форм взаимодействия, технологии разработки индивидуальных образовательных маршрутов родителей, диагностический инструментарий и др.).
4. Повышение профессиональной эффективности педагогов-участников проекта за счет включения их в освоение инновации – дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон и освоения метода рефлексивной самоорганизации.
5. Творческое содружество педагогов и родителей, разделяющих ценности саморазвития и идеи системно-деятельностного подхода к образованию детей.
Ожидаемыми результатами в педагогике являются:
Теоретическая модель педагогического сопровождения самообразования родителей в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО, построенная на основе метода рефлексивной самоорганизации и дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
4.6. Формы сетевой организации (творческие лаборатории)
Сетевой координатор: Центр СДП «Школа 2000…».
Педагоги базовых площадок работают в лабораториях:
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1
«Методологическая школа»
Цель: разработка теоретических основ, механизмов и технологий реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС и их согласование в рамках ИМС «Учусь учиться».
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 2
«Дидактическая система деятельностного метода обучения (ДСДМ)»
Цель: развитие технологий, дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон и реализующих их методик как средства повышения качества начального и основного общего образования.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 3
«Комплексная программа ДО “Мир открытий” и курс математики “Игралочка”»
Цель: развитие технологий и методического обеспечения комплексной программы ДО «Мир открытий» и курса математики «Игралочка».
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 4
«Надпредметный курс “Мир деятельности”»
Цель: развитие содержания, методик и построение комплексного мониторинга УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» для 1–9 классов как ключевого звена формирования у школьников умения учиться.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 5
«Непрерывный курс математики “Учусь учиться” (1–9 классы)»
Цель: развитие технологий, методик, содержания и методического обеспечения УМК по математике «Учусь учиться» в контексте ФГОС НОО и ООО и «Концепции развития математического образования в РФ».
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 6
«Каллиграфия букв и цифр»
Цель: развитие технологий и методик формирования у учащихся каллиграфического письма цифр и букв.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 10
«Единство семьи и образовательной организации в воспитании детей»
Цель: разработка и апробация моделей взаимодействия семьи и образовательной организации в условиях реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон.