Международный исследовательский проект

ПОДПРОГРАММА 3

(Кластер лидеров)


«“Выращивание” способностей и одаренности

учащихся в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО»


3.1. Состав участников ВИП

Исполнитель проекта:

  • НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики».

Соисполнители проекта:

  • образовательные организации – базовые площадки и ресурсные центры НОУ ДПО Института СДП.

Обязательства исполнителей проекта:

  • разработка программы исследовательского проекта;
  • научное руководство реализацией программы исследовательского проекта;
  • консультации педагогов-участников проекта;
  • обобщение и представление результатов проекта.

Требования к соисполнителям (критерии отбора):

  • согласование участия в проекте с учредителем;
  • обязательства по использованию учебно-методического комплекса «Учусь учиться» (дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон, авторского непрерывного курса математики «Учусь учиться» для ДО и 1–9 классов школы, надпредметного курса «Мир деятельности»);
  • наличие команды педагогов, обученных по ДСДМ не ниже технологического уровня, и обязательства по дальнейшему повышению квалификации педагогов-участников проекта по тематике проекта на базе НОУ ДПО Институт СДП, либо Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО;
  • опыт трансляции инновационного педагогического опыта по реализации деятельностного метода Л.Г. Петерсон (на городском, региональном, либо всероссийском уровне).
  • опыт работы по развитию и поддержке одаренности;
  • обязательства по реализации программы проекта и трансляции инновационного педагогического опыта.

База проекта:

  • соисполнители ВЭП Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО (2011–2016 гг.) или ФИП НОУ ДПО Института СДП (2015–2019 гг.).

Замечание:

Кластер лидеров является открытой структурой – каждая площадка-участник проекта по мере выполнения вышеуказанных критериев имеет возможность перейти в статус лидеров и включиться в проект по интересующему направлению.

3.2. Идея и замысел проекта

В последнее время в обществе и государстве наблюдается большой интерес к проблеме выявления и поддержки одаренных и талантливых детей: выделяются финансовые средства, строятся специализированные кампусы, проводятся конкурсы и олимпиады, назначаются гранты, стипендии и т.д. Безусловно, все эти меры имеют важное значения для развития одаренных детей и страны в целом.

Вместе с тем, по нашему мнению, в таком одностороннем подходе к подготовке будущего конкурентоспособного поколения таится серьезная опасность, связанная с риском стратификации общества, и, как ни странно, с обратным эффектом – отставанием нашей страны по самым различным областям (начиная от спорта, заканчивая наукой). В «погоне за талантами» мы можем не разглядеть, и, следовательно, растратить огромный потенциал развития, заложенный в каждом без исключения ребенке. Здесь работает известная закономерность: если мы хотим, чтобы наши футболисты стали чемпионами мира, необходимо, чтобы миллионы мальчишек в стране играли в футбол в своих дворах. Аналогично, стратегия образования должна заключаться не только в том, чтобы отобрать талантливых детей и поместить их в особую развивающую среду, но еще и в создании условий для выявления и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

По нашему убеждению, в каждом без исключения ребенке взрослые должны видеть потенциально одаренную личность, способную достичь успеха и высоких результатов в какой-либо области. Как свидетельствуют биографии многих великих людей, зачастую дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. И наоборот, не всегда так называемые одаренные дети становятся выдающимися взрослыми.

Одна из причин этого, на наш взгляд, кроется в наличии или отсутствии у человека осознанной потребности и способности к непрерывному саморазвитию. Поэтому к выявлению одаренности детей мы предлагаем подходить не как к акции, мероприятию (тестирование, смотр, кастинг), а как к основной педагогической задаче, неторопливо и системно предоставляя каждому ребенку возможность для самостоятельных проб в преодолении затруднений, наблюдая за его интересами и склонностями, подбирая те направления, в которых он почувствует тягу к саморазвитию и самосовершенствованию.

Данному подходу к развитию одаренности соответствует описанный в методологии принцип «выращивания», под которым понимается совмещение внутренней активности ребенка по самоизменению в рамках поставленной им самим цели, с одной стороны, и внешней организации этой активности со стороны учителя, с другой стороны. Другими словами, ключевым механизмом в «выращивании» способностей и одаренности ребенка является процесс его осознанного самоизменения при поддержке взрослого. При этом, как известно из методологии, стержневой основой самоизменения выступает механизм рефлексивной самоорганизации.

Концептуальная идея проекта заключается в апробации методологического принципа «выращивания» для выявления и развития способностей и потенциальной одаренности каждого ребенка.

В образовательной системе Л.Г. Петерсон разработан и апробирован комплекс педагогических инструментов, обеспечивающих системную и последовательную работу по формированию у обучающихся на ступенях ДО–НОО–ООО метапредметных умений (в том числе, умений ставить цели, проектировать пути и способы их достижения, осуществлять самоконтроль и самооценку и др.), а также по развитию у детей потребности и способностей к самоизменению. Таким образом, создаются необходимые условия для выявления ребенком своих сильных и слабых сторон, постановки им перед собой цели и создания проекта собственного развития. Мы предполагаем, что если при этом будет создана среда, в которой индивидуальные цели каждого ученика будут поддержаны коллективом класса и взрослыми, а также будут созданы внешние условия для реализации построенных детьми проектов саморазвития, то это позволит образовательным организациям, занимающимся проблемой развития одаренности детей, перейти на качественно более высокий уровень ее решения.

Созданная на базе Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО и Института СДП гибкая, разноуровневая система повышения квалификации позволяет педагогам приобрести личный опыт прохождения основных шагов рефлексивной самоорганизации, освоить принципы деятельностного метода обучения и механизмы самоизменения. Таким образом, решается одна из важнейших задач в повышении квалификации педагогических кадров – осуществляется профессиональная подготовка педагогов, способных стать для своих учеников примером для подражания в саморазвитии и умении учиться и на этой основе реально управлять процессом выращивания способностей и одаренности своих воспитанников.

Модель педагогического сопровождения самообразования родителей, разрабатываемая в настоящее время, может стать еще одним важным компонентом, усиливающим возможности образовательной организации в работе с семьей по выращиванию способностей и одаренности детей. Так, освоение родителями метода рефлексивной самоорганизации, дидактических принципов деятельностного метода и их применение в процессе взаимодействия со своими детьми позволит объединить усилия семьи и школы в решении проблемы выявления и реализации потенциальных способностей и возможностей детей.

3.3. Методологический аппарат проекта

Цель проекта: разработать и апробировать модели выявления и развития способностей и потенциальной одаренности каждого учащегося на основе методологического принципа «выращивания» и деятельностного метода Л.Г. Петерсон в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО..

Гипотеза исследования: если образовательный процесс на уровнях ДО–НОО–ООО системно строится на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с использованием комплекса – ДСДМ, программа ДО «Мир открытий», УМК по математике нового поколения «Учусь учиться» (ДО, 1–9), надпредметный курс «Мир деятельности», – и при этом обеспечиваются условия для:

1) выявления каждым учащимся своих сильных и слабых сторон и создания собственного проекта саморазвития;

2) создания среды поддержки этого проекта другими учащимися класса и взрослыми (учителями, родителями);

3) создания внешних условий для реализации построенных детьми проектов саморазвития;

4) освоения и практического применения взрослыми (учителями, родителями) механизмов самоизменения,

то это позволит:

  • повысить осознанность пребывания учащихся в учебной деятельности, мотивацию к обучению и качество образования в целом;
  • выявить и развить способности большинства учащихся класса;
  • увеличить количество детей в классе, достигших незаурядные результаты в какой-либо деятельности;
  • повысить профессиональный уровень педагогов-участников проекта в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

3.4. Основные задачи проекта на 2017–2022 гг.

1) Определить дидактические основания методологического принципа «выращивания».

2) Разработать и апробировать теоретическую модель “выращивания” способностей и одаренности обучающихся на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образования на уровнях ДО–НОО–ООО.

3) Разработать и апробировать модели “выращивания” способностей и одаренности обучающихся, конкретизирующие построенную теоретическую модель.

4) Обобщить и представить результаты инновационной работы в педагогическом сообществе.

3.5. Ожидаемые результаты в педагогической теории и практике

Ожидаемыми результатами в практике образования являются:

1. Апробированные в условиях реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон модели “выращивания” способностей и одаренности обучающихся, построенные на основе теоретической модели ДСДМ.

2. Увеличение количества общественно значимых личных и командных достижений учащихся в различных видах деятельности и областях.

3. Положительная динамика в мотивации учащихся и педагогов к саморазвитию.

4. Созданная педагогами-участниками проекта «методическая копилка» эффективных педагогических инструментов по «выращиванию» способностей и одаренности учащихся (методические рекомендации, диагностический инструментарий, технологии разработки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и др.).

5. Повышение профессиональной эффективности педагогов-участников проекта за счет включения их в освоение инновации – дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон и освоения метода рефлексивной самоорганизации.

6. Скорректированный тематический план и сценарии занятий по надпредметному курсу «Мир деятельности» с позиций принципа «выращивания» способностей и одаренности учащихся 1–9 классов;

7. Организованное профессиональное сообщество педагогов-единомышленников, которые разделяют идею потенциальной одаренности каждого ребенка, строящих свою работу на основе принципа «выращивания» способностей и одаренности и объединенных в инновационную методическую сеть «Учусь учиться».

Ожидаемыми результатами в педагогике являются:

1. Апробированная педагогическая версия методологического принципа «выращивания» применительно к «выращиванию» способностей и одаренности;

2. Апробированная Концепция «выращивания» способностей и одаренности детей на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО.

3.6. Способы отслеживания результатов

Количественные и качественные показатели результатов реализации модели «выращивания» способностей и одаренности на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон:

  • Результаты комплексного мониторинга метапредметных и предметных результатов образования с автоматизированной обработкой информации, разработанного в ДСДМ существенно выше средних по ИМС «Учусь учиться».
  • Метапредметные результаты ВПР, НИКО, ОГЭ и других государственных мероприятий по контролю знаний и умений учащихся существенно выше средних по региону.
  • Предметные результаты по математике (и другим предметам) ВПР, НИКО, ОГЭ и других государственных мероприятий по контролю знаний и умений учащихся (не ниже средних по региону).
  • Количественный состав и результативность участия обучающихся в различных конкурсах и олимпиадах.
  • Показатели профессионального роста педагогов-участников проекта.
  • Результаты анкетирования и отзывы управленцев, администрации образовательных организаций, педагогов-участников проекта, родителей, учащихся.

3.6. Формы сетевой организации (творческие лаборатории)

Сетевой координатор: Центр СДП «Школа 2000…».

Педагоги базовых площадок работают в лабораториях:

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1

«Методологическая школа»

Цель: разработка теоретических основ, механизмов и технологий реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС и их согласование в рамках ИМС «Учусь учиться».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 2

«Дидактическая система деятельностного метода обучения (ДСДМ)»

Цель: развитие технологий, дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон и реализующих их методик как средства повышения качества начального и основного общего образования.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 3

«Комплексная программа ДО “Мир открытий” и курс математики “Игралочка”»

Цель: развитие технологий и методического обеспечения комплексной программы ДО «Мир открытий» и курса математики «Игралочка».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 4

«Надпредметный курс “Мир деятельности”»

Цель: развитие содержания, методик и построение комплексного мониторинга УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» для 1–9 классов как ключевого звена формирования у школьников умения учиться.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 5

«Непрерывный курс математики “Учусь учиться” (1–9 классы)»

Цель: развитие технологий, методик, содержания и методического обеспечения УМК по математике «Учусь учиться» в контексте ФГОС НОО и ООО и «Концепции развития математического образования в РФ».

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 6

«Каллиграфия букв и цифр»

Цель: развитие технологий и методик формирования у учащихся каллиграфического письма цифр и букв.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 9

«“Выращивание” способностей и одаренности обучающихся в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО»

Цель: разработка и апробация моделей «выращивания» способностей и одаренности учащихся в системе непрерывного образования ДО–НОО–ООО.