Преемственность мониторинга сформированности метапредметных результатов и их предпосылок в начальном и дошкольном образовании на основе системно-деятельностного подхода
Автор: Петерсон Людмила Георгиевна, Кубышева Марина Андреевна, Абдуллина Лилия Энгелевна, Рогатова Марина Викторовна
Вот уже третий год российская начальная школа работает по новому образовательному стандарту, готовится к переходу на новый стандарт основная и средняя школа, дошкольные образовательные учреждения. Несмотря на различие точек зрения по разнообразным тактическим и организационным вопросам, основной вектор развития российского образования, заданный новыми нормативными документами – ФГТ, ФГОС, – осознан педагогами всех уровней от воспитателя и учителя до методиста и управленца как ориентир, значимый и необходимый для формирования успешной личности и для развития страны.
В последние годы на многочисленных конференциях, семинарах, круглых столах, посвященных введению ФГТ и ФГОС, педагоги «перестраивают своё мышление», осваивают новые цели и ценности образования – интегративные качества, метапредметные результаты, умение учиться, готовность к саморазвитию, – и те новые педагогические инструменты, которые позволяют эти цели реализовать.
Однако очевидно, что столь масштабное преобразование требует координации действий на всех его ступенях – построения системы непрерывного образования на основе системно-деятельностного подхода, принятого в качестве инструмента, методологической основы новых государственных стандартов. А важнейшим компонентом этой целостной системы является система мониторинга и оценки результатов деятельности педагога, образовательного учреждения, города, региона.
Как известно, любая система деятельности создает именно тот результат, который контролируется. Поэтому не формальный, а реальный переход к новому качеству образования, обеспечивающему безопасность и благополучие личности и государства в современных условиях, может произойти только при точном соответствии поставленных целей образования и предъявленных измерителей этого качества, обеспечивающих преемственность между всеми ступенями образования.
В данной статье мы опишем систему мониторинга планируемых результатов дошкольного и начального образования, разработанную в образовательной системе непрерывного образования Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») [1] на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Принятый методологический подход позволяет создать надёжные и практичные механизмы реализации новых образовательных целей на ступенях ДОУ – школа – вуз – профессиональное саморазвитие. Благодаря этому, открываются новые возможности решения стоящих перед образованием задач и, в частности, ответа на вопрос: как обеспечить преемственность в диагностике формирования интегративных качеств воспитанников детского сада и универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальной школы.
Однако прежде чем перейти к рассмотрению нового диагностического инструментария, нам необходимо уточнить сам способ формирования УУД, отвечающий общим, объективным законам деятельности. Только при этом условии мы сможем создать объективную критериальную базу для формирования и диагностики УУД, осознать роль и задачи каждого этапа образования, обеспечить преемственность между образовательными ступенями.
Из общей теории деятельности следует, что формирование любого действия (в том числе, и универсального) проходит через следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действие.
Так человек учится читать и считать, пользоваться компасом и географической картой, играть на музыкальном инструменте и работать на компьютере. Значит, точно так же мы должны формировать у детей и универсальные умения и качества личности – умения анализировать и сравнивать, понимать и сопереживать, планировать и достигать цели, общаться и сотрудничать.
Применяя этот общий методологический закон к формированию УУД и умения учиться в целом в системе непрерывного образования, можно увидеть, что функция дошкольной ступени образования состоит в приобретении детьми начального опыта выполнения универсальных действий (1-й этап), а не конкретных компонентов учебной деятельности. Мы полагаем, что именно в этом смысле и следует говорить о формировании предпосылок универсальных учебных действий, которые являются результатом развития личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка. Такое понимание базовых приобретений возраста полностью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной ситуации развития ребенка.
Для того чтобы управлять этим процессом в системе непрерывного образования, создан новый педагогический инструмент – дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон (технология, система дидактических принципов, содержание, методики), который на каждой ступени образования конкретизирован в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей.
На дошкольной ступени данная дидактическая система реализована в примерной основной общеобразовательной программе «Мир открытий» [3–4]. Выделены приоритеты дидактических принципов в соответствии с этапом развития детей и их психологическими особенностями; технология деятельностного метода (ТДМ) адаптирована для дошкольного возраста в форме технологии «Ситуация» (Л.Г. Петерсон, Е.Ю. Протасова, И.А. Лыкова, А.И. Буренина), которая дает воспитателю ключ к организации с дошкольниками образовательного процесса деятельностного типа. Благодаря этому, воспитатель может теперь системно, не случайным образом, в единой логике по всем образовательным областям формировать у детей тот познавательный и духовно-нравственный опыт, который создаст прочную базу для формирования УУД и умения учиться в начальной и средней школе.
Файлы для скачивания: