Библиотека для работников образования

Организация мастер – класса в рамках трансляции технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Автор: Л.А. Грушевская, старший методист ЦСДП «Школа 2000…»

Сегодня мастер-класс рассматривают как одну из форм эффективного профессионального обучения преподавателей, проявляющих активность в поиске путей роста своего мастерства.

Многие учителя-экспериментаторы, осваивающие технологию деятельностного метода, имеют опыт проведения мастер - классов для учителей из разных регионов России. Чрезвычайно важно не оставить этот опыт без внимания, сделать его достоянием учительской аудитории, перевести из разряда потенциальных в актуальные ресурсы преобразования практики обучения и воспитания учащихся.

Одной из эффективных форм распространения педагогического опыта в освоении технологии деятельностного метода является мастер-класс. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, и на сегодняшний день нет согласованного подхода к проведению мастер - класса по ТДМ. В данной статье мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений этого понятия. Проанализировав их, мы остановили свой выбор на определении М.М. Поташника.

Мастер – класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача Мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы[1].

Данное определение основывается на таких важных понятиях, как «мастер» и «класс».

Класс – это учебная группа, состоящая из лиц, обучаемых по единой программе одним или несколькими учителями.[2]

Таким образом, в контексте нашей проблемы, класс составляют учителя, которые знакомятся или осваивают ТДМ.

Мастерство – высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия[3].

В соответствии с данным определением мастер-класс по реализации ТДМ может проводить учитель, который выявляет и осознает в себе качества Мастера.

Другими словами, это педагог, у которого:

1. Накоплен опыт по реализации деятельностного метода обучения.

2. Понимает теоретические основы технологии деятельностного метода.

3. Мотивирован к передаче своих знаний и опыта коллегам («надо» – «могу» – «хочу»).

При подготовке и проведении мастер – класса важно понимать, какую позицию должен занимать Мастер.

Прежде всего: это позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении новых знаний и способов действий. Проводя, мастер – класс, Мастер старается сделать присутствующих активными участниками занятия, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает их саморазвитию в данном направлении.


Файлы для скачивания: