Библиотека для работников образования

Новые ФГОС: формирование умения планировать у учащихся средней школы

Автор: М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО, М.В. Рогатова, методист Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Реформы образования, которые сейчас проводятся в начальной школе, не могут оставить в стороне следующие ступени образования. С первого сентября 2012 года пятые классы школ «по мере готовности» вступают в пилотный проект по реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В 2015 году будет осуществлен переход всех образовательных учреждений на новые стандарты основного общего образования. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования был подписан министром образования и науки РФ 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012. Образовательные стандарты нового поколения направлены на переход от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации [1].

Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования, [3, 11] затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки, изменение системы аттестации учителей и школ, изменение взаимодействия школы и родителей и др. Для учителя средней школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: «Как и с помощью чего обеспечить метапредметные результаты обучения? Как формировать способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний? Как и когда учителю средней школы формировать универсальные учебные действия (УУД)?» Данная статья посвящена ответам на эти вопросы, они будут решаться на примере формирования одного из УУД – планирования. Будет рассмотрено, что означает научить планированию, приведены примеры, которые показывают, как можно у учащихся сформировать умение планировать в средней школе и какие приемы при этом можно использовать, на каких этапах урока и на каких учебных предметах это можно делать, за счет чего можно добиться системного формирования способности к планированию.

Планирование можно рассматривать (в психологическом значении) как одно из универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих с одной стороны его способность к организации процесса усвоения новых знаний (УУД регулятивного вида), с другой стороны умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (УУД коммуникативного вида). Тогда под термином планирование, как универсального учебного действия регулятивного вида, будем понимать «определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий». Термин планирование, с точки зрения его использования в коммуникации, означает «планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – т. е. определение целей, функций участников, способов взаимодействия». [4] 


Файлы для скачивания: