Библиотека для работников образования

Диагностическое обеспечение педагогического эксперимента по реализации системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в школьном курсе математики

Автор: Т.А. Пушкарева, д.п.н., доцент

Для того чтобы всесторонне воспитывать личность, надо и знать ее всесторонне, – отмечал К.Д. Ушинский. Задачу изучения, познания личности решает педагогическая диагностика. Поскольку предметом педагогических экспериментов является формирующаяся личность, то ни один из них невозможен без специально разработанной диагностики.

Сущность педагогической диагностики в изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе основана на определении уровней развития учеников в результате влияния определенных учебно-воспитательных мероприятий и роста педагогического мастерства учителей. То есть целью диагностического обеспечения педагогического эксперимента является разностороннее изучение особенностей развития личности ученика (физического, психического, умственного и морального развития) в результате его обучения и воспитания, а также изучение уровня педагогического мастерства учителей. Подчеркнем, что педагогическая диагностика – это коллективный процесс. В нем объединяются усилия ученых, психологических служб, учителей, кураторов, родителей и самих учеников.

Данная цель может быть реализована в процессе решения следующих задач:

· определить и обосновать систему диагностических мероприятий;

· разработать общую модель диагностики эксперимента;

· определить и обосновать методы диагностического исследования, диагностический инструментарий;

· разработать и апробировать методику диагностики готовности учащихся и учителей к участию в педагогическом эксперименте;

· выработать диагностические подходы к мониторингу влияния эксперимента на протекание процессов мышления;

· отобрать или разработать методики диагностики мотивации обучения, диагностики уровня сформированности учебной деятельности; методику изучения самооценки и самоконтроля учащихся; методику диагностики общей нагрузки и состояния здоровья учащихся.

Рассмотрим некоторые аспекты диагностической работы, которая проводится в ряде школ Украины в ходе педагогического эксперимента по апробации непрерывного курса математики программы «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон), построенного на основе авторского системно-деятельностного подхода [1]. Данный эксперимент проводится в рамках многолетнего научного сотрудничества Института инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО Министерства образования и наукиРФ. 


Файлы для скачивания: