Библиотека для работников образования

Саморазвитие учителя в условиях перехода к стандартам второго поколения

Автор: Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО В.И. Гайдукова, методист Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Переход к новым образовательным стандартам второго поколения (2009) является, по сути, реформой образования, так как их внедрение предполагает коренные, парадигмальные изменения образовательной сферы. А успех реформ, в конечном счете, всегда зависит от того, в какой степени изменяется работа учителя, приведена ли она в соответствие с поставленными перед системой образования целями и задачами. Завучи и директора, методисты и управленцы, педагоги-теоретики и психологи, авторы учебников и педагогических систем, преподаватели педколледжей и педвузов – все те, кто трудится в сфере образования, являются лишь помощниками учителей в выполнении их миссии. И если новые образовательные программы, оборудование, учебники и методические пособия, проводимые конференции и педсоветы, принятые управленческие решения не приведут к реальным позитивным изменениям в работе учителя, то успеха реформы ждать просто неоткуда: она превратится, как не раз бывало, в тонны бесполезных бумаг.

А что думают сами учителя о предстоящем переходе?

Думают они по-разному. Достаточно большая часть из них, умудренные предыдущим опытом, спокойно наблюдают за происходящим, уверенные в том, что, как бывало не раз, ничего не изменится: все немножко «пошумят» – поставят новое оборудование, напишут новые программы, проведут совещание, – и будут спокойно работать, как и раньше.

Другие обеспокоены и встревожены. Они осознают значимость предстоящих изменений, понимают, что от успешности реформ зависит конкурентоспособность, безопасность и развитие наших детей, страны. Они рады тому, что вопрос этот ставится, обсуждается, но не видят, как от нынешнего состояния школы в обозримые сроки можно перейти к реализации поставленных целей и задач.

Но есть и те, кто на протяжении последних десятилетий подвижнически осваивает методы системно-деятельностного подхода, составляющего методологическую основу новых стандартов, и готовы повести за собой других. 


Файлы для скачивания: