Библиотека для работников образования

Построение модели профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации деятельностного метода обучения

Автор: Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО

Одной из ключевых задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является качественная реализация современных образовательных стандартов. Вместе с тем, в последние годы в практической деятельности школ и дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) обострилось противоречие между спросом на кадры, способные реализовать современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС, ФГТ) и предложением со стороны специализированных образовательных учреждений среднего и высшего педагогического образования. Ежегодно в школы и ДОУ приходят молодые специалисты из педагогических вузов и колледжей, недостаточно подготовленные к реализации системно-деятельностного подхода, составляющего методологическую основу ФГОС и ФГТ. Поэтому чтобы самореализоваться в современных условиях рынка образовательных услуг, они нуждаются в переподготовке непосредственно после выпускных квалификационных экзаменов в педколледжах, пединститутах и педуниверситетах, что приводит к перерасходу временных и финансовых ресурсов.

Исследования, проведенные Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО и Ассоциацией «Школа 2000…», показали, что основной причиной указанного противоречия является попытка учреждений профессионального педагогического образования реализовать современные цели образования, оставаясь в рамках традиционной системы организации образовательного процесса. Для корректировки их деятельности в условиях реализации ФГОС и ФГТ в настоящее время:

· вводятся новые темы в учебные курсы «Педагогика», «Психология» и «Методика преподавания» и в выпускные квалификационные работы студентов;

· разрабатываются новые спецкурсы, такие как «Формирование УУД у учащихся средствами математики (русского языка и др.)»,

· обновляется образовательно-профессиональное пространство образовательного учреждения (информационная среда, опытно-экспериментальная работа в школах и ДОУ, повышение квалификации ППС, олимпиады, разработка социально-значимых проектов и др.);

· увеличивается доля самостоятельной работы студентов, их исследовательской деятельности и др.

Все эти меры, безусловно, способствуют формированию у студентов опыта самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, представлений о новых целях и задачах образования, однако не изменяют базового процесса системы профессионального образования – процесса самоизменения студента в приобретении новых знаний, умений, способностей – и, следовательно, не обеспечивают готовности будущих учителей и воспитателей к успешному выполнению своей профессиональной деятельности в новых условиях. 


Файлы для скачивания: