Библиотека для работников образования

Надпредметный курс «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» – ключевое звено при формировании у учащихся универсальных учебных действий

Автор: М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию [1].

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2].

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни» [3].

В российском образовании развитие идей о новом типе обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС проблема создания нового педагогического инструментария приобрела еще большую актуальность и значимость.

Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились новые возможности решения данной проблемы. В Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО создана и в течение последних 12 лет апробируется новая дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, построенная на принципиально новой методологической основе. Она позволяет эффективно формировать не только прочные знания, умения и навыки по предметам, но и, прежде всего, универсальные умения и деятельностные способности детей, что имеет принципиально важное значение в условиях реализации ФГОС.

Данный педагогический инструмент имеет ряд преимуществ, которые позволяют обеспечить высокий результат образования: сохранение и приумножение достижений традиционной школы, инновационных подходов и концепций развивающего образования, систематизация арсенала педагогических средств учителя, технологичность, открытость, доступность, критериальность, детальная проработанность всех элементов системы для каждого возрастного концентра, конкретизация в практических методиках, многоуровневая система повышения квалификации и методического сопровождения педагогических кадров. 


Файлы для скачивания: