Библиотека для работников образования

Межвузовский сетевой научно-исследовательский проект по проблеме «Разработка словаря-тезауруса системно-деятельностной педагогики»

Автор: Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО Е.А. Суворина, к.филос.н,, доцент ТвГУ, ст.н.с. Института СДП С.Г. Воровщиков, д.п.н., профессор, декан ФПК и ППРО МПГУ А.С. Обухов, к.психол.н., профессор, зам. декана по НИР ф-та педагогики и психологии МПГУ М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО А.П. Инфанов, аспирант ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Одной из важнейших предпосылок инновационного развития страны является переход от знаниевой образовательной парадигмы к системно-деятельностной, что определено новым Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС–2) Как известно, ФГОС–2 устанавливает требования не только к предметным, но и к личностным и метапредметным результатам образования. Также в Стандарте зафиксирована необходимость обеспечения «формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций» [1, ст. 1.6].

Таким образом, в Стандарте, по сути, определен круг научно-практических задач и проблем, которые необходимо решить научно-педагогическому сообществу России в ходе и для реализации требований Стандарта. Однако, как отмечено в докладе Министерства образования и науки РФ от 12.03.2012 «О реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», одной из ключевых проблем, препятствующих их решению, является отсутствие согласованности значений терминов, описывающих результаты Стандарта и методы их достижения. Причиной этого является то, что языковые единицы Стандарта «пришли» из разных «картин мира» и различных научных школ.

Несогласованность понятийной базы Стандарта приводит к тому, что у педагогов различных уровней образования отсутствует единый профессиональный язык, описывающий психолого-педагогическую реальность с точки зрения управления достижением учащимися личностных и метапредметных результатов ФГОС. Что такое «образование», «воспитание», «обучение», «учебная деятельность»? Кто такие учитель и ученик в современной школе? Какой объем понятий вкладывают авторы учебников в термины «универсальное учебное действие», «рефлексия», «умение учиться»?

Очевидно, что без единого терминологического аппарата, который используется всеми участниками образовательного процесса движение вперед невозможно хотя бы уже потому, что не будет объективных и согласованных измерителей качества реализации ФГОС–2 – основного управленческого механизма достижения поставленных целей. Не случайно в библейском рассказе о Вавилонском столпотворении сказано: «Разгневанный Бог смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос», то есть суматоха, беспорядок, бестолковщина, неорганизованность (Википедия).

С точки зрения авторов и участников проекта «Разработка Словаря-тезауруса системно-деятельностной педагогики», решение комплекса проблем, связанных с переходом к новому качеству образования, лежит в теоретической области разработки согласованного всеми участниками образовательного процесса понятийного языка новой системно-деятельностной педагогической парадигмы. 

Файлы для скачивания: