Подготовка учителя математики для современной школы

Автор: О.А. Самохвалова, И.Т. Шабанова

(из опыта работы педагогического колледжа №13 имени С.Я. Маршака г. Москвы)

С 1991 года ряд московских колледжей приступил к разработке и проведению эксперимента по подготовке учителей-предметников для основной общеобразовательной школы. Вопрос о предметной подготовке учителей в условиях СПО не новый. Он достаточно долго дебатировался на страницах периодической научно-методической печати в конце 1980-х годов и содержал много негативных суждений, аргументация которых сводилась в основном к низкому уровню профессиональной подготовки будущих специалистов. Но, несмотря на споры, эксперимент имел место, причем длиною почти в десять лет, поскольку только выход новых Государственных стандартов 2002 года обеспечил нормативно-правовую защиту специальности.

Образовательная программа специальности «Математика» 0301 разрабатывалась совместно с преподавателями МГОПИ и предполагала сквозную подготовку педагогических кадров «колледж–вуз».

Первоначально подготовка осуществлялась по единым учебным планам и программам. Дальнейшее развитие специальности и кадрового вопроса привело к созданию самостоятельного учебного плана, согласованного с Университетом им. М.А. Шолохова, подкрепленного рабочими программами по всем дисциплинам, определяющими завершенность подготовки специалиста на первом этапе. В нашей деятельности мы ни в коем случае не исходили из мысли, что учитель математики может иметь среднее образование. Мы считаем, что учитель средней школы обязательно должен иметь высшее образование. Но колледж может многое сделать для того, чтобы студент был мотивирован на продолжение образования, был убежден в необходимости самообразования, самосовершенствование в системе непрерывного педагогического образования. В подтверждении этой позиции приведем следующие факты: в прошлом году из 375 выпускников колледжа только одна выпускница не захотела продолжить свое образование, остальные выбрали различные формы продолжения образования, при этом только 5 человек изменили предметную подготовку (физика) и никто не изменил профиль образования.

В условиях перехода системы образования к реализации новых целей возникла необходимость уделить внимание дидактическим основам преподавания, исследовать и систематизировать имеющийся арсенал педагогических средств и способов обучения. Сегодня специалист с педагогическим образованием должен хорошо ориентироваться в разнообразных психолого-педагогических технологиях, иметь свое мнение и уметь его отстаивать, правильно оценивать свои возможности и возможности своих учеников, быть готовым принять ответственное решение.

Творческая педагогическая индивидуальность всегда опосредована личностными качествами педагога. Чтобы легче было разработать стратегию по их формированию и реализации, мы сгруппировали необходимые личностные качества современного педагога в несколько блоков:

  • мотивационные: социальная активность, чувство долга, мотивированность к учебной деятельности;
  • профессиональные: глубокие знания в области своего предмета, педагогике, психологии преподавания предмета, методике обучения;
  • личностные: умение ставить и решать педагогические цели, выявлять и корректировать причины затруднений, владеть навыками адекватной самооценки, коммуникативного взаимодействия, готовность к самоактуализации, самореализации и саморазвитию;
  • моральные: честность и правдивость, доброжелательность, требовательность к себе и обучаемым, толерантность, развитое чувство ответственности.

Файлы для скачивания: