Опыт организации коллективных форм работы при работе по курсу математики для начальной школы программы «Школа 2000…»

Автор: Т.С. Гаврищака

Хорошо известно, что успех любого учебника в большей мере зависит не только от готовности учителя стать единомышленником автора, но и от его умения творчески реализовать заложенную в учебнике систему.

Деятельностный метод обучения, лежащий в основе курса математики Л.Г. Петерсон, на мой взгляд, дает учителю возможность использовать групповые формы организации учебного процесса. Познавательная деятельность учащихся активизируется в процессе совместной исследовательской, поисковой и творческой работы. Изучив возможности учебника, я поняла, что организация групповой деятельности может быть эффективно использована в данном УМК по математике.

Для того чтобы эта работа была успешной, учителю надо знать основные этапы технологии групповой работы. В данной статье я опишу свой опыт организации групповой работы.

Прежде всего, необходимо четко определить цели и задачи урока. От этого зависит отбор учебного материала, определение заданий для групп учащихся в соответствии с целями урока, организация групп и определение этапов их работы, а также время групповой работы.

Мною разработаны критерии, определяющие формирование групп на уроках математики:

1. Группы создаются численностью от 2 до 7 человек. Работа в парах – начальный этап групповой работы.

2. Состав группы зависит от целей познавательной деятельности. Однако в группу желательно включать учащихся имеющих разные способности. Не рекомендуется создавать группы только по желанию учащихся, так как такие группы не достигают высоких результатов.

3. Продолжительность работы в группе определяется образовательными целями.

4. При подготовке материала следует помнить, что учащиеся должны работать сообща.

Для успеха групповой работы очень важно правильно подготовить материалы. Есть несколько вариантов:

· информационная зависимость членов группы: ученики вынуждены сравнивать разную информацию и отбирать необходимую, что вызывает потребность в совместной деятельности;

· взаимосвязь-соревнование между группами: обеспечивается условиями работы по проблеме, когда определяется победитель, нашедший первым ответ на вопрос (использую при решении «Блиц-турниров»);

· взаимосвязь-сотрудничество между группами: обеспечивается логикой построения заданий для каждой группы, когда каждая группа исследует лишь один аспект проблемы, а все вместе приходят к целостному решению (например, при изучении темы «Формулы», 3 класс).

Для организации работы в группах применяю следующий алгоритм:

1) Обдумай задание и уточни вопрос задачи.

2) Поразмышляй и найди вариант решения.

3) Обсуди это решение в группе. Выслушай мнение товарищей.

4) Выбери того, кто будет представлять вашу группу при защите идеи.

Работа в парах проходит по следующему алгоритму:

1) Один ученик высказывает идею.

2) Партнер правильно ее повторяет, соглашается и нет, дополняет своими идеями.

3) Вместе определяется лучшее решение.

4) Проверяется правильность выводов по эталону (на доске или устно).

Важно продумать систему оценки работы группы и каждого ее члена. Ведь при этом традиционные формы оценивания не всегда подходят. Пользуюсь следующими приемами оценки:

  • все члены группы получают одинаковые оценки, но тот, кто защищал проект - получает дополнительный бал (оценку);
  • индивидуальная оценка каждому может быть повышена, если коллективный проект оценен высоко;
  • все участники группы выполняют контрольное задание и получают оценку, адекватную уровню знаний.

В качестве домашнего задания также можно предложить коллективный проект. Мои учащиеся с удовольствием составляют тематические сборники задач, делают подборку упражнений для устного счета.

Эффективность данной деятельности подтверждается результатами анкетирования. Вот как дети отвечали на вопрос «Нравится ли тебе работать в группах на уроках математики?»

  • интересно работать сообща, помогать друг другу;
  • каждый может высказаться;
  • вместе легче работать;
  • я не боюсь ошибиться.

Думаю, что использование коллективных форм работы способствует повышению эффективности работы по курсу математики программы «Школа 2000…».