Подготовка дошкольников к систематическому изучению математики в школе

Автор: Н.П. Холина

Первой ступенькой познания является дошкольный период детства. Дошкольное и начальное обучение создают фундамент качественного систематического образования для всех последующих звеньев. Поэтому вопросы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования всегда звучали достаточно остро. Особую актуальность эта проблема приобрела на современном этапе модернизации образования, когда повсеместно идёт серьёзное обсуждение реформы образования. В который раз методисты и воспитатели ДОУ возвращаются к поиску ответов на вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?».

Стараясь как можно лучше подготовить детей к школе, работники дошкольных учреждений обращают свое внимание на требования, предъявляемыми к будущим первоклассникам при поступлении в ведущие школы и гимназии. К сожалению, достаточно часто приходится наблюдать, как на собеседовании от детей, поступающих в первый класс, требуется продемонстрировать навыки устного счета, чтения, письма, пересказа прочитанного и т.д. Таким образом, для того, чтобы соответствовать этим требованиям, родители должны позаботиться о том, чтобы их дети получили предварительную подготовку по предметам, изучение которых предусмотрено в начальной школе.

Имея за плечами богатый педагогический опыт, могу отметить, что досрочное обучение приносит гораздо меньше пользы, чем вреда. Его психологический результат – отсутствие у ребенка мотивации к учебной деятельности, одновременно содержательная подготовка первоклассников к концу года слабо различима. Следовательно, акцентировать внимание на изучении содержания по различным курсам школьной программы и подготавливать детей к школе – процессы, имеющие принципиально различные цели. В первом случае целью является подготовка к успешному прохождению собеседования в знаменитую школу, во втором случае – обеспечить преемственность между процессом дотеоретического познания на этапе дошкольной подготовки и освоением теоретических знаний в школе.

Решить проблему преемственности можно лишь в том случае, если будет реализована единая линия развития личности ребёнка на всех этапах образования начиная с дошкольного. Прежде всего это касается концептуального единства, согласования целей обучения, сохраняющихся и развивающихся на всех этапах, инвариантности метода организации учебного процесса и требований, предъявляемых к учебному содержанию. Другими словами, подготовка детей к школе и их обучение должно проводится в рамках одной дидактической системы, которая ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации.

Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» по истории своего создания и сформировавшимся на протяжении последних десяти лет функционарным свойствам отвечает перечисленным выше требованиям.

Технология деятельностного метода и соответствующая ей система дидактических принципов создавались с учетом современных социально-значимых образовательных целей: на каждом этапе обучения в соответствии с возрастными особенностями этого этапа сформировать мотивацию к учебной деятельности и способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Достижение поставленных целей обеспечивается инвариантностью методической системы, которая реализуется через модификацию основной технологии организации учебного процесса применительно к условиям различных возрастных концентров. Основу такой системы представляет собой технология деятельностного метода обучения, разработанная «Школой 2000…» и апробированная в ряде школ и дошкольных образовательных учреждениях различных регионов России.

И наконец, учебное содержание, используемое на каждом этапе обучения, должно позволять ребенку включаться в самостоятельную познавательную деятельность. Это означает, что в нем не должно быть дублирования одних и тех же содержательных тем и логических разрывов.

Из сказанного следует, что дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» исключает предварительную содержательную подготовку дошкольников, и основное внимание уделяется формированию способностей детей к самостоятельной познавательной деятельности на дотеоретичеком этапе и мотивации к осознанию накопленной информации на теоретической основе. То есть содержание дошкольной подготовки детей реализует две цели. С одной стороны, это сохранение самоценности детства, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и становление личности дошкольника. С другой – подготовка детей к системному изучению теоретического материала в школе.

Особенность подхода к дошкольной подготовке детей, представленного в учебном пособии «Раз-ступенька, два-ступенька…»[1] состоит в том, что, не исключая значимости формирования элементарных математических представлений, знакомство с ними рассматриваем не как самоцель, а только как средство создания развивающей среды. С этой точки зрения перед ДОУ как первой ступенью непрерывного образования ставится задачи формирования учебно-познавательной мотивации и элементарных деятельностных способностей дошкольников на основе использования игровой ситуации. Именно в игровой ситуации на этапе дошкольной подготовки приводится в действие механизм рефлексивного мышления, заложенный в сознание человека природой.



[1] Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька... Математика для дошкольников, части 1 и 2 /Учебное пособие для детей 5 – 6 лет. – М.: Баллас, 1998.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька..., ч. 1 и 2 / Методические рекомендации. – М.: Баласс: 2001.


Файлы для скачивания: