Дидактические игры для самых маленьких

Автор: Е.Е. Кочемасова

Школа. Какие эмоции вызывает у вас это слово? Хочется ли вернуться в «школьные годы чудесные» или те времена никогда не всплывают в памяти? А, может быть, вы стали учителем, как любимая математичка, или слово «учитель» вызывает у вас приступ плохого настроения?

Так или иначе, но своих детей мы, когда приходит время, отдаем в школу. При этом волнуются все – и те, кто школу вспоминает добрым словом и те, кто ни одного доброго слова в адрес школы не находит. Причем волноваться мы начинаем задолго до заветного 1 сентября. Постулат о том, что «ребенок должен быть готов к школе», незыблем, отсюда и волнения – успеем ли его подготовить, готов ли он?

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С этого момента начинается новый этап в развитии малыша: у него начинают складываться новые формы деятельности, новый физиологический ритм, новый стиль отношения со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является его неподготовленность к систематическому школьному труду: учебная деятельность и по своему содержанию, и по организации резко отличается от привычных для дошкольного детства форм деятельности. Поэтому, чтобы снизить напряжения адаптационного периода, ребенка обычно учат читать и считать.

К сожалению, дошкольная подготовка по математике нередко сводится к простому переносу содержания курса 1 класса на дошкольную ступень. Главным достижением ребенка в этом случае является его умение считать до 100 или даже до 1000, выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания с переходом через разряд. А, учитывая, что не слишком грамотные педагоги при отборе детей в престижные школы предлагают именно такие задания, то это ошибочное направление дошкольной подготовки достаточно широко распространено. Однако в целом такая подготовка приносит больше вреда, чем пользы.

Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память – достаточно вспомнить, как легко они усваивают родной язык. Для них не составляет труда запомнить, например, ответ примера «24–16». Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное, а решение подобного примера требует понимания абстрактного математического свойства вычитания суммы из числа. Формальное запоминание ответа лишь мешает ребенку в школе осваивать математическую культуру, и одновременно тормозит развитие тех его личностных характеристик, которые ему жизненно необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе.

Ребенок в школе должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Здесь надо не только уметь воспроизводить по памяти тот или иной учебный материал, но и уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи. Ребенок должен уметь видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль, самопроверку и т.д.


Файлы для скачивания: