Особенности формирования профессиональных качеств личности студента педколледжа на занятиях методики музыкального развития

Автор: И.А. Копылова

На современном этапе развития общества значительно возросли требования к профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования. Только саморазвивающийся педагог сможет воспитать и сформировать личность. Следовательно, задача преподавателей колледжа – помочь будущему специалисту стать профессионалом, востребованным в новых социально-экономических условиях и способным выполнить свою миссию.

Именно поэтому преподаватели педагогического колледжа № 8 включились в работу по созданию системы подготовки педагогических кадров по технологии деятельностного метода «Школа 2000…».

Активное участие в углубленной курсовой подготовке, проводимой Ассоциацией «Школа 2000…» на базе Центра системно-деятельностной педагогики АПК и ППРО Минобрнауки РФ, позволило преподавателям методики музыкального развития погрузиться в сущность технологии деятельностного метода, как на теоретическом, так и на методическом уровнях. Обучение в рамках курсовой подготовки способствовало четкому осознанию интегративности предложенной технологии и ее значимости для подготовки будущих учителей музыки.

Обучение на уроках методики музыкального развития дошкольников предполагает формирование у студентов высокого художественного музыкального вкуса, культурных навыков, расширение общего и музыкального кругозора с опорой на базовые знания и умения по предметам и дисциплинам музыкального цикла. Однако сегодня трудно противопоставить поп-культуре, заполонившей радио, экраны телевизоров, рынок DVD, всевозможные дискотеки и концерты для молодежи традиционные, проверенные веками методы подготовки будущих педагогов – эти методы не срабатывают, проигрывают соревнование с окружающим студентов социумом. Проблема недостаточного уровня культуры студентов, их духовная деградация заставляет педагогов музыкальных дисциплин искать новые пути подготовки будущего педагога.

У Галилея есть замечательные слова: «Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему обнаружить что-то внутри себя». Как известно, освоение культуры начинается с самопознания и самооценки личностного развития. Однако по данным психологов, только 18–22% старших школьников и студентов средних учебных заведений владеют навыками самооценки. В связи с этим особое значение для нас приобретает вопрос рефлексивного анализа деятельности.

Для образовательного процесса в колледже рефлексия нужна, прежде всего, в качестве способа и средства развития мышления студента, поскольку налицо связь с осмыслением сделанного, его повторным «проживанием» и поиском ступеней восхождения от цели к конечному результату, отысканием закономерностей в движении от начала пути к итогу, выявлением затруднений и их причин, а также способов преодоления затруднений. Важна рефлексия и для осознания своих чувств, возникающих в деятельности, и для выяснения причин их появления. Рефлексия выступает и как мощное средство познания себя, своего «Я», своих возможностей. Поэтому мы, преподаватели колледжа, прежде всего должны формировать у студентов положительную Я-концепцию личности.

Я-концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. Эта концепция – основа внутреннего стимулирования механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (я могу, я способен, я значу, я нравлюсь) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (я не могу, я не способен, я не нужен, я не нравлюсь) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

В психологии также есть понятие установка на успех. Так вот, если формировать эту установку у будущих педагогов, то у них значительно меньше шансов попасть в сложную ситуацию. Поэтому любой урок должен быть настроен на успех, на качественное усвоение знаний студентами. А знания только тогда остаются и усваиваются, когда студент учится сам, то есть когда появляется самостоятельная активность, эмоциональное состояние, которое вызывает у студента активный интерес к теме, к предмету. Поэтому надо создавать настроение в процессе освоения учебного материала на уроках методики музыкального развития.

Создание ситуации успеха – одно из условий успешной реализации технологии деятельностного метода, сформулированного в виде важного дидактического принципа психологической комфортности. На уроках методики музыкального развития, ориентированных на формирование эмоциональной сферы будущих педагогов, тонкие механизмы отзывчивости и доброжелательности, учета индивидуальности личности приобретают особое значение.

При восприятии знаний необходимо учитывать апперцепцию, личный опыт восприятия. Психологи считают, что если студенты усваивают интересную для себя новую информацию, то они структурируют самостоятельно для себя эти знания в мозгу. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу познавательной мотивации и самоопределения, идее активного включения студентов во все деятельностные процессы – общения и коммуникации, проектирования и реализации с прохождением этапа рефлексивного анализа своей собственной деятельности.

Технология деятельностного метода привлекает тем, что в ней все эти деятельностные процессы синтезированы, и поэтому на данном теоретическом основании легко размещаются давно известные педагогам так называемые способы «активизации деятельности», которые, по общему наблюдению, повышают эффективность учебного процесса, например:

  • обучение студентов становится глубоко мотивированным, отвечает их текущим нуждами, связано с их прошлым и настоящим опытом;
  • студенты, самостоятельно добывая знания, активно вовлечены в процесс обучения, сами им управляют;
  • соблюдается ориентация на развитие творческого начала в учебной деятельности студентов;
  • создается возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

В процессе обучения используются не только лекции, но и интерактивные методы обучения, учитывающие индивидуальные различия всех студентов группы – дискуссии, ролевые игры, ролевой тренинг, групповые формы работы. Мы моделируем педагогические ситуации, составляем планы конспектов и блок-схемы уроков музыкального развития, анализируем педагогические ситуации с вычленением их сущностных сторон, учимся отстаивать свои позиции и выделять причины принятых решений и их оценки, проводим семинарские занятия с обсуждением наиболее актуальных проблем дошкольной музыкальной педагогики – все это стимулирует познавательную активность студентов. Но наибольший интерес вызывает «мозговой штурм» – метод, который дает возможность студентам генерировать множество идей и предложений за короткий промежуток времени.

Обычно мы работаем в группах по 4–6 человек, что способствует непринужденному обмену мнениями и творческому сотрудничеству участников. В структуру технологии деятельностного метода легко вписывается «Психологический тренинг», который развивает эмоциональную отзывчивость, чуткость, эмпатию, то есть способность понимать состояние другого человека, мысленно ставить себя на его место и соответственно действовать. Это помогает развить у студентов педагогический такт, который проявляется в умении найти нужный тон, нужную форму общения. Здесь же совершенствуется умение выбирать стиль своего поведения, развивается способность понимать внутренний мир ребенка, выявлять его потенциальные возможности и с учетом этого проектировать его развитие, используя наиболее эффективные и психологически обоснованные способы педагогического воздействия.

При написании творческих работ, докладов, рефератов, тематических сообщений и выступлений по предмету музыкального развития студенты последовательно выполняют деятельностные шаги самоопределения, пробного действия и его рефлексии. Они учатся самостоятельно ориентироваться в методической и музыкально-педагогической литературе, составляют тезисы, анализируют и структурно обрабатывают новый материал, составляют схемы, карты, устанавливают связи.

Говоря о подготовке грамотного специалиста, умеющего интересно организовать музыкальную деятельность детей в повседневной жизни, наши студенты знакомятся с инновационными подходами к образованию дошкольников не в аудитории, а в мастер-классах на базовых ДОУ Ассоциации «Школа 2000…», являющихся частью экспериментальной площадки по апробации деятельностного метода (сам преподаватель совмещает работу в педколледже и ДОУ). Мастер-классы помогают студентам выступать в роли своих будущих воспитанников – они поют, танцуют, играют и т.д. Такое игровое «вживание» в мир детства позволяет быстрее и лучше вникать в проблемы детей и оказывать им помощь.

Студенты с удовольствием выполняют творческие задания, основанные на свободе выбора методов и приемов музыкального воспитания, которые опираются на умения, знания и навыки, полученные в курсе педагогики, психологии, ритмики, музыки и других предметов. Они закрепляют полученные профессиональные умения и навыки в своем собственном творчестве (песенном, танцевальном, игровом и т.д.). Они учатся творить, создавая свое никому не подражающее произведение искусства. Этим самым на уроках методики МУЗО мы не только развиваем музыкально-творческий потенциал студентов, формируем самостоятельность, инициативность, профессиональную работоспособность и целеустремленность, но и возвращаем их к истокам культуры, к лучшим образцам нашего духовного наследия.

Дидактическая система «Школа 2000...» стала нашим рабочим инструментом. Мы отчетливо осознаем, что не все еще получается во всей целостности – возможности самосовершенствования здесь поистине безграничны. Но чем больше мы погружены в эту работу, тем более отчетливо осознаем, что основные проблемы сейчас лежат не в теоретической плоскости – теория как бы обогнала практику. Основная задача сегодня – ее преломление в практическое преподавание на уровне методики через содержание разных предметов в средней школе и вузе.

Мы хотим, чтобы будущие педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность; чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Постоянно познавая новое, педагоги учат тому же детей.

Иван Бунин сказал: «Счастье дается только знающим». Так пусть наши будущие педагоги будут знающими и счастливыми!