Проведение педагогической практики по коррекционно-педагогической работе с детьми на основе деятельностного метода

Автор: Л.П. Глоба

С 1998 года педагогический колледж № 10 г. Москвы осуществляет подготовку специалистов по специальности 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Важную роль в профессиональной подготовке учителя играет педагогическая практика. Одним из видов профессиональной практики студентов, обучающихся по специальности 050719, является практика коррекционно-педагогической работы (КПР) с детьми, имеющими «проблемы в развитии».

Задачами практики являются:

  • овладение студентами умением планировать и организовывать индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовку к восприятию нового учебного материала;
  • овладение методами изучения индивидуальных особенностей учащихся, способами выявления недостатков их учебной деятельности;
  • овладение способами и средствами оказания различных видов помощи детям в процессе индивидуальной коррекционной работы (стимулирующей, направляющей, обучающей);
  • формирование у студентов навыков анализа, самоанализа, рефлексии педагогической деятельности.

В ходе практики студенты осуществляют следующие виды деятельности:

  • изучение психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста;
  • оказание различных видов помощи детям этого возраста, имеющим «проблемы в развитии»;
  • разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися.

Согласно учебному плану практика коррекционно-педагогической работы осуществляется в IV–V семестрах второго курса (в группах на базе полного среднего образования). Руководство практикой осуществляет методист, за которым закрепляется группа студентов (5–6 человек).

На начальном этапе практики студенты проводят психолого-педагогическую диагностику. Основными методами диагностики являются наблюдение, анализ школьной документации (личные дела, медицинские карты, школьные журналы, дневники развития и т.д.), анализ продуктов деятельности учащихся, беседа с детьми, учителями, воспитателями, родителями, медицинскими работниками, психологами, дефектологами, логопедами и др. По результатам проведенной диагностики студенты составляют план индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

В 2006/07 учебного года педагогический колледж № 10 продолжил свою работу во втором этапе эксперимента Ассоциации «Школа 2000…» по проблеме «Построение модели подготовки педагогических кадров в системе педагогических колледжей к реализации деятельностного метода обучения (дидактическая система «Школа 2000…»)».

Знакомство с технологией деятельностного метода «Школа 2000...» на первом этапе эксперимента позволило нам сделать вывод об эффективности ее использования для подготовки специалистов по коррекционной педагогике по целому ряду причин. Во-первых, деятельностный метод позволяет будущим педагогам глубже осознать значимость коррекционной работы в школе и ДОУ, не формально освоить накопленные в педагогике приемы и методы ее проведения. Во-вторых, включение студентов в активную учебную деятельность помогает развить у них аналитические способности и такие необходимые составляющие профессиональной деятельности в данном направлении, как целеполагание, толерантность и коммуникативность, умение проектировать и осуществлять самоконтроль. И, наконец, собственный опыт учебный деятельности облегчит им в дальнейшем как будущим профессионалам освоение нового метода обучения, востребованного сегодня обществом и школой.

Поэтому мы строим практику коррекционно-педагогической работы на основе применения технологии деятельностного метода «Школа 2000…». Данная технология включает в себя следующую последовательность шагов:


Файлы для скачивания: