Использование технологии деятельностного метода дидактической системы «Школа 2000…» на занятиях по психологии в педагогическом колледже

Автор: Ю.О. Казачук

В системе образования в последние годы отмечаются серьезные изменения в организации процесса образования на всех ступенях, в том числе, и в системе профессионального образования: акцент на самостоятельность и активность обучающихся. Поэтому технология деятельностного метода «Школа 2000…» очень актуальна для современного процесса обучения в педагогическом колледже, так как в данной технологии большое внимание уделяется именно самостоятельной практике построения нового знания на основе уже имеющегося опыта. Студенты имеют возможность не заучивать предлагаемый им материал, а конструировать его самостоятельно. Деятельностный метод помогает развивать у них аналитические способности, способствует повышению самооценки, формирует позитивное отношение к самоопределению и самоизменению.

Роль педагога при работе по технологии деятельностного метода заключается не в объяснении готового знания, а в руководстве процессом учебной деятельности студентов. Поэтому от постановки проблемных вопросов, от правильности составленных алгоритмов, от полноты и грамотности использования системы дидактических принципов, от гибкости и тактичности педагога во многом зависит успех ее применения. Соответственно, на педагога налагается ответственность за организацию педагогического процесса таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно учиться.

Следует отметить, что в педагогическом колледже учатся люди, еще не вполне зрелые психологически, не всегда уверенные в себе и очень ранимые. Поэтому от оценки педагога, который является для них значимым взрослым, зависит степень доверия, а, следовательно, и качество сотрудничества на уроке. Это, в свою очередь, влияет и на успешность обучения, и на проявление студентами креативности.

Положительным в использовании данной технологии является то, что студенты начинают думать самостоятельно, а не ждут готовых знаний от педагога, учатся анализировать и оценивать имеющуюся информацию, применять ее для построения новых знаний, то есть у них развивается самостоятельность и критичность мышления. Данные процессы необходимы в их дальнейшей педагогической деятельности.

В то же время, как правило, при использовании технологии деятельностного метода на уроках психологии возникают определенные трудности. Большинство из нынешних студентов обучались в школе по традиционному объяснительно-демонстрационному методу, поэтому за годы обучения в школе у них сформировалась устойчивая привычка действовать строго по образцу. Поэтому возможность самим «открыть» новые знания вызывает у них затруднение. Некоторые студенты отказываются от выполнения деятельности, демонстрируя свою неуверенность в достижении результата, другие переживают по поводу того, что результат будет неверным. Но при достижении положительных результатов они очень радуются, начинают работать более уверенно и успешно, страх перед неудачей постепенно отступает. Очень важно при проведении данной работы формирование у студентов понимания смысла и структуры учебной деятельности, грамотное и тактичное отношение педагога к их ответам.

При анализе ответов необходимо использовать так называемую конструктивную критику, причём не только педагогу, но и самим студентам. Как показывает опыт работы, учащимся гораздо легче выразить несогласие с предложенным вариантом решения («неверно», «плохо», «неудачно»), чем проанализировать ситуацию, выделить положительное, порекомендовать, чем можно дополнить идею, чтобы её можно было использовать в обсуждаемом проекте. Очень часто студенты затрудняются или отказываются критиковать товарищей, понимая под критикой перечисление ошибок и недочётов выполненной работы. Изменить такое отношение удается с помощью примеров, показывающих, что критика – это, прежде всего, сопоставление анализируемой работы с критерием (эталоном), выявление причин отклонения от нормы, обеспечивающее возможность эффективого поиска выхода из затруднения.

Ещё одна трудность, с которой приходится сталкиваться в педагогическом колледже при проведении занятий по технологии деятельностного метода – увеличение времени на изучение новых тем. По традиционной системе в форме лекций или уроков на те же самые темы уходит существенно меньше времени. А так как любой учебный курс расписан по часам в учебном плане колледжа и в рабочей программе педагога, то не всегда есть возможность найти дополнительное время на изучение темы. В то же время положительным в таких занятиях являются более тщательная проработка рассматриваемой темы и позитивная установка к учебе, что в итоге ведет к более качественным знаниям. Следует отметить так же, что при усвоении студентами нормы учебной деятельности эта проблема сглаживается, а в более развитом варианте – исчезает совсем.

Определенные трудности также вызывает рефлексия студентами колледжа собственной деятельности. Не многие из них могут продемонстрировать ее в своей учебной деятельности. Например, трудности вызывает анализ затруднений, с которыми студент сталкивается во время выполнения учебных заданий на различных этапах урока, и способов их преодоления. Немного проще проходит анализ достижений. Следует отметить, что данное затруднение также достаточно быстро ликвидируется. Уже через два-три подобных урока учащиеся начинают понимать происходящие с ними изменения в ходе учебной деятельности. Их начинает интересовать данный процесс. Из этого можно сделать вывод, что затруднения в рефлексии связаны с тем, что в школе этому уделялось недостаточно внимания.

В заключение следует отметить, что успешность применения технологии деятельностного метода зависит от взаимодействия всех структурных подразделений педагогического колледжа: администрации, педагогов и студентов. Основной принцип реализации данной технологии, на мой взгляд, – это принцип сотрудничества. При реализации этого принципа устанавливаются доверительные отношения между коллегами, педагогами и учащимися, что способствует раскрепощению, повышению самооценки, развитию творческих способностей не только у студентов, но и у самих педагогов. Формируются демократические отношения – то есть студенты учатся сами, с интересом. Таким образом, применение технологии деятельностного метода «Школа 2000…» способствует эффективному решению проблемы формирования положительной мотивации к обучению, качеству обучения, а также формированию профессиональной ориентации на педагогическую профессию.