Опыт организации работы студентов с дошкольниками на занятиях по ИЗО-деятельности на основе ТДМ «Школа 2000...»

Автор: Г.В. Острейковская

Когда знакомишь детей с новой техникой в рисовании, с новыми приемами вырезывания или обрывания в аппликации, обучаешь новым приемам лепки, не всегда удается их убедить в необходимости применять эти приемы для изображения предметов или событий. Используя в своей работе технологию деятельностного метода «Школа 2000...», мы можем подвести дошкольников к осознанному, самостоятельному выбору средства, которое позволит передать большую выразительность в работе.

Технология деятельностного метода для этапа дошкольной подготовки имеет следующую структуру[1]:

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

3) Осмысление ситуации и «открытие» нового знания.

4) Воспроизведение в типовой ситуации и повторение.

5) Итог занятия.

На этапе введения в игровую ситуацию воспитатель мотивирует детей включиться в дидактическую игру.

На этапе актуализации и затруднения в игровой ситуации воспроизводятся знания и умения, тренируются мыслительные операции, необходимые и достаточные для освоения нового способа действия. В завершение организуется фиксация детьми затруднения в индивидуальной предметной деятельности детей.

На этапе «открытия» нового знания осуществляется выявление причины затруднения и его преодоление детьми с помощью предложенного кем-то из детей или самим воспитателем способа действий. Новое знание фиксируется воспитателем вербально и знаково.

На этапе воспроизведения в типовой ситуации построенный способ действий используется в игровой деятельности в аналогичных ситуациях параллельно с тренировкой ранее сформированных способностей.

В итоговой части занятия воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии.

Реализация технологии деятельностного метода на сегодняшний день методически обеспечена только в непрерывном курсе математики «Школа 2000...». Но ее надпредметный характер позволяет строить по тем же принципам и уроки по другим предметам.

Предлагаем вашему вниманию пример занятия по аппликации в старшей группе детского сада, разработанный совместно со студентами на спецкурсе-панораме по проектированию технологической карты.



[1] Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, И.Т. Шабанова. Методические рекомендации к подготовке и проведению занятий с дошкольниками по дидактической системе «Школа 2000…». – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2003.


Файлы для скачивания: