Особенности использования ТДМ при подготовке уроков в начальной школе по предмету «Окружающий мир»

Автор: Т.Н. Вилкова, М.Ю. Захаркина

Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит. Гегель

Любая дисциплина в педагогическом колледже, в том числе и «Методика преподавания естествознания», должна вносить определенный вклад не только в профессиональную педагогическую подготовку будущего учителя по предмету, но и в его личностное развитие, учитывая при этом современные состояние и тенденции развития школьного образования.

Учебный предмет «Окружающий мир» в начальной школе занимает особое место. Сегодня это интегрированный курс. В нем имеется несколько содержательных линий: естествоведческая (бόльшая часть), историческая, обществоведческая и др.

Рассмотрим блок естествоведческих знаний. Его содержание представлено элементами содержания таких наук, как география, ботаника, зоология, экология, анатомия, астрономия и др. Элементарными знаниями этих наук должны овладеть учащиеся начальных классов. Как это лучше сделать?

На сегодняшний день это довольно сложная методическая проблема, так как она связана с приоритетностью в системе российского образования таких целей, как развитие деятельностных способностей в обучении. Для этого необходимо создать новую систему взаимодействия между учителем и учениками, позволяющую организовать учебную деятельность учащихся по предмету «Окружающий мир» и применение которой будущими педагогами в практической деятельности решало бы актуальные методологические и методические вопросы.

Организуя работу учащихся на уроке по овладению естествоведческими знаниями, учитель должен в первую очередь обращать внимание на методы обучения, которые позволяют ему ставить учеников в роль «открывателей знаний». Как правило, с этой ролью они достаточно успешно справляются. Связано это с тем, что в младшем школьном возрасте дети любознательны, им свойственен процесс поиска, они любят задавать вопросы и отвечать на них. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» позволяет эффективно использовать любознательность и интерес детей на уроках овладения естествоведческими знаниями.

Чтобы студенты выпускных групп освоили деятельностный метод обучения, в колледже в рамках эксперимента был организован спецкурс «Технология деятельностного метода «Школа 2000…» как средство реализации современных целей образования». Этот спецкурс состоял из двух частей. В первой его части давались знания по методологии ТДМ и типологии уроков в деятельностной парадигме образования. Вторая часть спецкурса была отведена изучению возможностей и особенностей использования ТДМ в частных методиках.

Для проведения студентами уроков с использованием ТДМ в ходе педпрактики по предмету «Окружающий мир» был сделан акцент на рассмотрении структуры урока «открытия нового знания» и дидактических условий его проведения. После этого студентам предлагалось самим определить тему урока, его содержание, основную цель урока. Далее на спецкурсе рассматривался каждый этап урока, определялись цели для каждого из них, способы их достижения.


Файлы для скачивания: