Использование технологии деятельностного метода на уроках русского языка

Автор: С.Е. Мазурина

О технологии деятельностного метода (ТДМ) я впервые услышала на ознакомительных курсах в Московском институте открытого образования. Мне повезло, ведь рассказывала о новом методе его автор, Л.Г. Петерсон. Я сразу решила предпринять первые шаги в освоении этого метода на уроках математики. Позитивные изменения в личностном развитии детей, в их умении общаться, в развитии деятельностных способностей появились спустя очень небольшой отрезок времени. И при этом ярко высветилось противоречие в отношении учащихся к урокам математики и русского языка. На уроках математики дети были активны, они ждали с нетерпением следующего занятия. К урокам же русского языка интерес стал пропадать. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что причина этого в разных методах преподавания. Выявленная причина послужила стимулом к использованию технологии деятельностного метода и на уроках русского языка.

Конечно же, пришлось отвечать на вопрос о возможности переноса ТДМ на другой предмет. Учебников по русскому языку, в которых реализована данная технология, на сегодняшний день нет. Поэтому я обратилась к опыту своих коллег из старшей школы.

Согласно ТДМ в конце этапа построения проекта выхода из затруднения следует выстроить эталон (знаково зафиксировать полученные выводы). Вот тут преподаватели русского языка средней и старшей школы, посмотрев ряд открытых уроков, выразили сомнения о возможности логического выстраивания каждой изучаемой темы. «В русском языке больше алогичного, чем логичного», – говорили мне. Как же было не отреагировать на сомнения коллег, ведь они правы – в живом языке не все логично.

Но выход был найден. На одном из уроков в игровой форме была предпринята попытка развести в представлениях детей логичность и алогичность в языке. Появились два героя – Его Величество Правило (логичность) и Его Величество Словарь (алогичность). К этому моменту дети уже были знакомы с двумя правилами орфографии: правописанием букв безударных гласных в корне и букв парных согласных в корне (нести, слез, холод, нож, пенал), которые необходимо распределить по двум известным детям правилам, доказав выбор буквы. При работе со словом «пенал» возникло затруднение, при разборе которого дети зафиксировали, что правилом проверки букв безударных гласных в корне они воспользоваться не могут, а значит, при выборе буквы на помощь должен придти не Его Величество Правило, а кто-то еще. В ходе дальнейшей работы мы выяснили, что в стране Орфографии есть еще один правитель – Его Величество Словарь. С этого момента детям стало ясно, что при возможности доказательства нужно обращаться к правилам, а если такой возможности нет, – мы обращаемся к словарю.


Файлы для скачивания: