Повышение эффективности обучения детей с ММД при работе по учебникам математики «Школа 2000…»

Автор: Н.М. Петрова, И.В. Волкова, В.Н. Пугач

Методико-образовательный центр «ВИТС» в г. Казани в течение 15 лет занимается внедрением инновационных программ в образовании и отслеживанием результатов педагогических экспериментов в школах.

В течение ряда лет на базе 9 экспериментальных площадок Ассоциации «Школа 2000...» в рамках совместного проекта ГУО Администрации г. Казани, кафедры психологии КГУ, Ижевского ГТУ и МО «ВИТС» проводилось обследование детей (634 человека) на наличие ММД. Компьютерная обработка информации показала наличие в г. Казани в среднем 15,6% детей с различными типами ММД независимо от социального положения, пола, территориального расположения, что соответствует среднестатистическим данным по России.

Другими словами, в каждом классе выявлено 5–6 учеников вне нормы, из них 2–3 ученика явно «неуправляемых». Дальнейшее обсуждение данных показателей с учителями обследованных классов подтвердили тот факт, что с проблемой ММД на сегодняшний день сталкивается практически каждый учитель начальных классов!!!

Из истории. Впервые развернутые клинические описания этих дисфункций в литературе появились в 30–40-е гг. двадцатого столетия. Тогда же было сформулировано понятие «минимальное мозговое повреждение». В 60-е гг. вновь наметился большой интерес к этой проблеме в медицине, и широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция». В 90-е гг. – новая волна интереса к проблеме, которая теперь обозначена не только как медицинская, но как медико-социально-психолого-педагогическая.

Закономерен тот факт, что педагогическая наука неоднократно делала попытки начать решать проблему обучения детей с ММД, испытывающих огромные трудности в учебе и поведении. Повышенная утомляемость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, слабая психоэмоциональная устойчивость, недостаточность зрительного восприятия и речевого развития, дефекты концентрации внимания и повышенная отвлекаемость являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе, а зачастую и дома.

Требования к обучению таковы, что ребенок не в состоянии их выполнить в полной мере. Его поведение не соответствует его возрастной норме, поэтому в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям.

В прошлом симптом гиперактивности считался настолько значимым, что некоторых детей с ММД (активный и реактивный тип) помещали в классах во время уроков за перегородки. Однако указанный подход оказался совершенно несостоятельным, поскольку эти дети отвлекаются на любые раздражители, которые встречаются им непосредственно в ходе выполнения того или иного задания.


Файлы для скачивания: