Перспективы модернизации образовательного пространства России на основе системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

Автор: В.Н. Ефимов

Важнейшей задачей отечественной системы образования является подготовка на всех ее уровнях выпускников, способных осуществлять инновационную деятельность в самых разных отраслях экономики. Реформы, которые проводятся в нашем государстве, требуют свободного, инициативного, творчески одаренного, новаторского взгляда во всем, где может проявить себя гражданин. Условия глобальной конкуренции заставляют обратить внимание на усиление практической направленности образования[1].

В настоящее время решение этой задачи стараются осуществить многие творческие коллективы, работающие в сфере педагогики или образования. При этом в процессе решения той или иной конкретной задачи проектировщики, опираясь на свои представления о требуемом продукте и различные теоретические основания, используют индивидуальные методы и средства проектирования педагогического объекта[2]. Полученные в таких условиях результаты невозможно оценить или сравнить. Другими словами, существует противоречие между обилием получаемых научных результатов и отсутствием верифицируемых целевых оснований, позволяющих оценить их стратегическую значимость[3].

Разрешение этого противоречия мы видим в создании и дальнейшем развитии такой модели функционирования образовательной сферы, в рамках которой уже на базовом уровне познания происходит формирование у обучающихся способностей к самоопределению и самореализации. Рассмотрим перспективы создания этой модели, опираясь на теоретические положения системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»[4].

На наш взгляд, возможны следующие подходы к построению такой модели: 1) обобщение эмпирического материала через выделение его существенных характеристик во множестве наблюдаемых явлений; 2) конкретизация понятийного материала и построение модели, соответствующей выбранному объекту.



[1] Ефимов В.Н. Модернизация образования как перманентная инновационная деятельность // Профильное обучение в России: проблемы и перспективы. Сб. ст. Воронеж, 2004.

[2] Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.: ACADEMIA, 2002.

[3] Управление модернизацией в образовании: подходы и механизмы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

[4] Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.


Файлы для скачивания: