Связь исследовательской и проектной деятельности с технологией деятельностного метода «Школа 2000…»

Автор: А.Ю. Пентин

Есть слова, которые каждый толкует по-своему. И не потому, что лень заглянуть в словарь – просто в самих этих словах содержится много смыслов. Именно к такому типу относятся понятия «исследование» и «проект». На практике, общаясь с директорами школ, завучами и преподавателями, часто сталкиваешься с необходимостью уточнять понимание терминов исследовательская деятельность и проектная деятельность. Поэтому в предлагаемой статье представлены некоторые впечатления и размышления на эту тему, не облеченные в строгую, теоретическую форму. Свои выводы я сопоставлю с новой технологией деятельностного метода обучения «Школа 2000…», получившей в последнее время довольно широкое распространение в образовательной практике.

Вместо того чтобы давать очередное определение данным понятиям, попробуем поступить иначе – очень сжато описать, что происходит в процессе осуществления исследовательского и проектного обучения. В образовательном обиходе эти термины порой воспринимаются чуть ли не как синонимы. Тем не менее, исследовательская и проектная деятельность в определенном смысле противоположны друг другу. В форме, несколько напоминающей афористическую, их отличие можно было бы описать так:

В исследовании обнаруживается то, что уже есть;

в проекте создается то, чего еще нет.

Действительно, проектная деятельность направлена, прежде всего, на создание некого нового продукта, будь то школьная газета, театральный спектакль, учебное пособие или работающая предпринимательская схема. Однако продукт – это лишь один из компонентов проекта, пусть и необходимый. Итогу, результату предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ и поиск ресурсов) и само «делание», сам процесс реализации. В краткой форме это выглядит так:

задумал – спроектировал – осуществил (то есть получил продукт).

А что в исследовании? Для начала будем иметь в виду более простой случай – классическое исследование естественнонаучного типа. В нем мы отталкиваемся от природного явления (процесса), которое вызывает у нас определенные вопросы. Затем это явление подвергается описанию на каком-то формальном языке – с помощью чисел, графиков, схем, получаемых, как правило, на основании измерений. И уже это описание позволяет строить объясняющую модель явления, которая проверяется в наблюдениях и экспериментах. Опять-таки предельно коротко:

явление – описание – модель.


Файлы для скачивания: