Библиотека для работников образования

Программа «МИР ОТКРЫТИЙ». Культурный опыт деятельности и общения

Автор: Л.Г.Петерсон, И.А.Лыкова, А.И.Буренина

«Мир открытий» — при­мерная основная обще­образовательная программа дошкольного образо­вания, предназначенная для работы с детьми от рождения до семи лет. Программа разработана на основе новейших до­стижений современной отечественной и мировой науки о дошкольном дет­стве, в соответствии с Фе­деральными государственными требованиями к структуре основной об­щеобразовательной про­граммы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009).

Научный руководитель Программы—Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор, ди­ректор Института системно-деятельностной педа­гогики. В авторский кол­лектив Программы вошли ведущие специалисты в области отечественного дошкольного образования: Т.Н.Богуславская, А.И.Бу­ренина, Н.Е.Васюкова, Г.Г.Григорьева, Е.И.Ка­саткина, Е.Е.Кочемасова, И.А.Лыкова, А.С.Обухов, В.Н.Просвиркин, Е.Ю.Протасова, Н.М.Ро­дина, М.А.Рунова, Н.А.Ры­жова, А.И.Савенков, Т.Э.Тютюнникова и др. Эти имена хорошо извест­ны ученым и практикам, работающим в области до­школьного образования. Что же объединило этих авторов в один творческий коллектив?

Новое тысячелетие, но­вый век — это не только изменения в календаре, это качественно иные вы­зовы, на которые совре­менное постиндустриаль­ное общество должно бы­стро и адекватно реагиро­вать. Поэтому модерниза­ция образования — это не только государственное требование, но и условие выживания каждого чело­века, страны, человечества в постоянно изменяющих­ся условиях. Запросы со­временного социума по­будили авторов программы «Мир открытий» объеди­нить свои усилия, знания и профессиональный опыт для создания общеобразо­вательной Программы но­вого поколения, дающей ответы на главные вопросы образования:


  • Каким видит современное общество человека будущего ?
  • Какими качествами дол­жен обладать человек, что­бы быть конкурентоспособ­ным и успешным в этом динамичном, непредсказуемом мире?
  • Каким должно быть об­разование, чтобы подгото­вить детей к жизни в по­стоянно изменяющихся условиях?
  • Как проверить получен­ный образовательный ре­зультат в соответствии с поставленными целями?
  • Как подготовить педа­гога к решению стоящих пе­ред ним задач?
  • Как сделать родителей равноправными партнерами образовательного учрежде­ния?


Ответы на эти и многие другие вопросы следует ис­кать в контексте непрерыв­ности образовательного процесса. В программе «Мир открытий» впервые учитывается преемствен­ность не только между смежными ступенями об­разования, но и на протя­жении всей жизни чело­века: в дошкольном дет­стве, во время обучения в начальной и средней школе, в процессе подготовки к про­фессиональной деятельности в колледже или вузе. Это обеспе­чит успешную самореализацию личности в мире труда, счаст­ливую жизнь в семье и готов­ность к саморазвитию.

В основу программы «Мир открытий» положена новая кон­цепция, реализующая систем-но-деятельностный подход в об­разовании на основе общей тео­рии деятельности (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г.Петерсон.

В центре Программы — совре­менный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник не­сколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономер­ности его развития. Принципи­ально изменилась жизнь, пред­метный и социальный мир, ожи­дания взрослых, воспитательные модели в семье и в детском саду.

Поэтому основной задачей воспитания и образования се­годня становится сохранение (возрождение) условий, в кото­рых ребенок играет со сверст­никами, сотрудничает с другими детьми в решении разнообраз­ных познавательных задач, про­являет познавательную инициа­тиву, удовлетворяет собственное любопытство, развивает вооб­ражение и творческие способ­ности. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего.

Ключевые слова в представ­лении идеального портрета Че­ловека будущего: грамотность, со­зидание, саморазвитие, откры­тость, понимание, любовь, ра­дость, здоровье, совесть, ответ­ственность. При этом надо иметь в виду, что содержание этих по­нятий в последние годы напол­нилось новыми смыслами. Так, сегодня мы понимаем грамот­ность не только как умение читать и писать, а как умение разби­раться в ситуациях разного типа на основе привитых норм дея­тельности и жизненного опыта.


Реализованный в новой программе «Мир откры­тий» системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса разработан кол­лективом Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» под руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон.

Получена Премия Президента в области образования 3а 2002 год.


Поэтому мы говорим об эмо­циональной грамотности (умении сопереживать, ставить себя на место другого, находить нужные формы взаимодействия с чело­веком в разнообразных ситуа­циях, выражать свои эмоции в приемлемой форме); коммуни­кативной грамотности (умении вести себя с общении с другими людьми, воспринимать и, по возможности, адекватно интер­претировать поведение другого человека); экологической грамот­ности (умении видеть и преодо­левать проблемы с точки зрения наших представлений об эко­логии); компьютерной грамотности (умении пользоваться электронными средствами ком­муникации); культурной грамот­ности (умении чувствовать ис­кусство, стиль, настроение в раз­личных предметах, созданных людьми); интеркультурной гра­мотности (умении сосущество­вать и взаимодействовать с пред­ставителями разных националь­ностей, языков, культур, рели­гий, групп и т.д.).

Принятый в Программе ме­тодологический подход пока­зывает возможные пути прида­ния процессу развития ребенка большей целостности и систем­ности. В соответствии с обшей теорией деятельности, процесс построения любой системы про­исходит в следующей последо­вательности: 1) подготовка места для нового элемента системы; 2) построение нового элемента и установление первичных свя­зей с исходными элементами системы; 3) коррекция нового элемента и установление устой­чивых связей между новым и исходными элементами; 4) конт­роль деятельности системы.

Применяя этот закон к систе­ме непрерывного образования, можно увидеть роль дошколь­ного образования в решении об­шей задачи воспитания лично­сти, а именно: приобретение детьми первичного жизненного опыта и освоение тех универ­сальных действий, проживание тех чувств, начальное развитие тех качеств, которые характери­зуют Человека будущего.

Программа «Мир открытий» определяет чрезвычайно береж­ное отношение к ребенку, уваже­ние к его индивидуальности и лич­ности, принятие его таким, каков он есть. Изменение отношения к личности ребенка коренным образом меняет и позицию вос­питателя: он теперь не транс­лятор знаний, которые ему надо вложить в память, а помощник, проводник каждого ребенка в мир саморазвития личности.

«Ценность образования, — от­мечал Д.Дьюи, — определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами осу­ществления это стремление в жизни». Успехи российской ме­тодологической школы позво­ляют перевести эти глубокие и мудрые слова из области меч­таний в разряд ведущих целей и задач образования.

Итак! Целью дошкольного об­разования в программе «Мир открытий» является непрерыв­ное накопление ребенком куль­турного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрос­лыми при решении задач и про­блем (познавательных, художе­ственно-эстетических, социаль­ных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возраст­ными и индивидуальными осо­бенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.

Результатом накопления мно­гоаспектного опыта в сознании ребенка является целостная кар­тина мира. Картина мира — это целостное миропонимание, ин­тегрирующее знания человека об окружающей действительно­сти и себе самом (как части ми­роздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры. В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательно­го и эстетического опыта, ко­торый выступает как определен­ным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов ин­теллектуальной и практической деятельности.

Данная формулировка цели дошкольного образования, с од­ной стороны, охватывает весь спектр результатов, сформули­рованных в ФГТ, - но не ограничивается ими, а позволяет педагогу по его желанию и воз­можностям вписывать в работу с детьми весь имеющийся у него культурный потенциал, созвуч­ный с выбранным идеалом Че­ловека будущего. Такой подход открывает путь к созданию ди­агностического инструментария и критериев успешности во всех образовательных областях.


Целью дошкольного образо­вания в программе «Мир открытий» являемся не­прерывное накопление ре­бенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаи­модействия с окружаю­щей средой, другими деть­ми и взрослыми при ре­шении чадам и проблем (познавательных, худо­жественно-эстетических, социальных, нравствен­ных, трудовых и др.) в соответствии с возраст­ными и индивидуальными особенностями, что ста­нет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.


Вместе с тем, здесь реализу­ется требование инвариантности целей на разных этапах станов­ления и развития личности (при условии конкретизации и опре­деления приоритетных целей для каждого возрастного этапа),

что является необходимым усло­виям построения непрерывной сферы образования.

Так, приоритетными задачами дошкольной ступени являются:

1) создание комфортных усло­вий жизнедеятельности детей, которые будут способствовать чувству защищенности, уверен­ности ребенка в том, что его лю­бят, обеспечивает физическую и психологическую безопасность;

2) создание обогащенной предметно-развивающей среды, способствующей развитию ак­тивности ребенка в различных видах детской деятельности, проявлению любознательности, творчества, накоплению разно­образного опыта в игре и экс­периментировании;

3) организация игрового взаи­модействие с другими детьми и взрослыми, направленное на ес­тественную адаптацию и социа­лизацию ребенка в современной социально-культурной среде;

4) содействие полноценному развитию детей на основе освоения содержания основ­ных образовательных областей в соответствии с ФГТ, а также возрастными и индивидуаль­ными особенностями.

Интегративной основой реа­лизации программных целей и задач дошкольного образования в программе «Мир открытий» является система дидактических принципов деятельностного ме­тода обучения:

  • принцип психологической ком­фортности, подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
  • принцип деятельности, пред­полагающий освоение окружаю­щего мира не через объяснение и трансляцию готовой инфор­мации, а через самостоятельное ее «открытие» и освоение детьми на предметной основе в актив­ной деятельности;
  • принцип минимакса, при ко­тором обеспечивается возмож­ность продвижения каждого ре­бенка по индивидуальной тра­ектории саморазвития (своим темпом);
  • принцип целостности, благо­даря которому у детей формиру­ется целостное представление об окружающем мире и себе самом;
  • принцип вариативности, предусматривающий системати­ческое предоставление детям воз­можности собственного выбора, в результате чего у них формиру­ется умение осуществлять осо­знанный выбор информации, способа действия, оценки, поступка;
  • принцип творчества, позво­ляющий сориентировать обра­зовательный процесс на при­обретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип непрерывности, реализующий преемственные связи между детским садом и началь­ной школой на уровне техно­логий, содержания и методик с позиций формирования готов­ности детей к дальнейшему ус­пешному обучению, труду, жиз­ни, саморазвитию;

Изложенные выше принципы интегрируют современные на­учные взгляды об основах орга­низации развивающего обуче­ния в сфере непрерывного об­разования, обеспечивают пре­емственность смежных ступеней образования - детского сада и начальной школы — в решении поставленных задач интеллектуального и личностного разви­тия детей, формирования у них деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности. Каждый принцип уникален, но в про­грамме «Мир открытий» все эти принципы действуют как це­лостная система.

Таким образом, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обра­зования «Мир открытий» — это:

  • открытие детьми мира, са­мого себя и других людей в этом мире в собственной деятельно­сти (игровой, исследователь­ской, проектной, художествен­ной и др.);
  • открытие новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностных спо­собностей и коммуникативно-нравственных качеств личности детей, ведущих их к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни;
  • открытие зля педагогов но­вых путей самоизменения и са­мореализации, новых смыслов жизни и горизонтов развития (личностного и профессиональ­ного);
  • открытие для родителей возможности более глубокого понимания своих детей и виде­ния новых смыслов в собствен­ной судьбе.

Детский сад сегодня призван решить задачу поистине исто­рического масштаба — выпол­нить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образо­вательное пространство — пло­дородное «поле», которое гар­монично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя пре­красный мир. И главные «иг­роки» на этом «поле» — дети, их родители и педагоги, которые вместе играют и развиваются, вместе делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества - деятельностные спо­собности и нравственные ценно­сти, которые помогут им стать на путь самоизменения, самораз­вития и самообразования — ус­пешной самореализации в настоя­щем и будущем.

Цветной  мир


Файлы для скачивания: