Библиотека для работников образования

Почему именно критериальная система оценивания может развить личностные способности учащегося?

Автор: Е.А КОМАРА, директор ГБОУ № 1589, г.Москва

Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом.

Пятибалльная система оценивания приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик - хорошо его усвоить и запомнить.

А ведь пятибалльная система оценивания была официально установлена Министерством народного просвещения в 1937 году - более 80 лет тому назад.

В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах используются цифровые обозначения разрядов, причем допускаются дробные оценки, другие шкалы по традиции имеют дело с буквенными обозначениями. Так, в Германии – 6-балльная система. Единица - лучшая оценка, шестерка- худшая.

В Японии действует 100-балльная система оценок. Как правило, отдельный ученик не оценивается, а балл выставляется всему классу. Американская шкала имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам А и А+ соответствуют баллы 4 и 5. Оценка А ставится, если выполнено не менее 90% задания.

Первая трехбалльная шкала оценок возникла в Германии. Все ученики делились на три группы: лучшие, средние, худшие. В истории российского просвещения, как и в Европе, существовала трехразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначал очень хорошие успехи «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначал успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризовал успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Не очень далеко продвинулась современная система оценивания обучающихся. Преподавателям легко разделить всю группу ровно на три части: «троечники», «хорошисты», «отличники», да и оценки подчас выставляются именно по трехбалльной шкале(3, 4, 5).

Готовясь год к авторизации и уже два года работая по программе DP IB (Дипломная программа Международного Бакалавриата), наша школа пришла к пониманию того, что широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания. Исходя из этого, на всех предметных кафедрах была разработана новая (по аналогии с системой оценивания в программе Международного Бакалавриата) критериальная система оценивания, которая позволяет обучающемуся стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения.

Ввести новую систему оценивания на пустом месте невозможно. Необходимо было прежде всего изменить принцип обучения. Это, безусловно, проблемно-поисковый, на котором в целом строится личностно-ориентированное обучение. При традиционном подходе для оценки результатов обучения выступали образовательные стандарты и нормативы. Чем более близкими к стандартным оказывались результаты ученика, тем более высоко оценивалась его учебная деятельность. Личностно-ориентированное обучение опирается на понятие индивидуальной образовательной траектории, и при таком обучении подход к оцениванию успешности обучающегося иной. Основным параметром оценки образовательных результатов выступает степень личностного роста ученика , а не соответствие минимальным стандартным требованиям. Это и неудивительно, так как меняется прежде всего содержание образования,.