Библиотека для работников образования

Методическая работа как фактор ускорения инновационных процессов

Автор: Ступикова М.А., директор МОУ начальная школа-детский сад № 1

Люди вместе могут совершить то,

чего не в силах сделать в одиночку.

Наше учреждение как школа-детский сад существует с 2002 года. К началу 2006 года коллектив отличался стабильностью кадров, но доля педагогов пенсионного возраста увеличивалась, и сохранялась тенденция к старению педагогических кадров в связи с отсутствием притока выпускников ВУЗов. В то же время изменялись требования, предъявляемые к качеству воспитательно-образовательного процесса. Особенностью работы учреждений образования становится работа в режиме развития, что предполагает, прежде всего, использование инноваций.

Инновационная деятельность представляет собой сложный цикл, состоящий из нескольких этапов: анализ, планирование, моделирование, внедрение. Главная же управленческая задача – создание условий для инновационной деятельности. Для оценки готовности работы в инновационном режиме были проведены различные виды анализа:

  • изучен профессиональный уровень педагогов, возможности и скрытый потенциал;
  • анкетированы запросы родительской общественности;
  • изучена мотивационная сфера воспитанников,
  • проделан сопоставительный анализ программ и образовательных технологий;
  • расставлены приоритеты задач нашего учреждения;
  • моделирование действий, которые нужно предпринять для улучшения результатов учебно-воспитательного процесса (учебный результат, воспитательный результат, здоровьесбережение, безопасность и т.д.)

Проводя оценку своих сил и возможностей, мы понимали, что именно кадры способны обеспечить современное содержание учебно-воспитательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий. Именно от коллектива единомышленников зависит, насколько новации, которые будут вноситься в содержание, организацию и технологию, будут осознаны и внедрены в практику работы с детьми, а так же будут поддержаны родителями обучающихся и воспитанников.

Все управленческие решения в данный момент были направлены на изменение подходов к методической работе. Именно технология деятельностного метода обучения «Школа 2000…» помогла перевести традиционную методическую работу, предполагающую репродуктивное повышение качества профессионального уровня педагогов посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах и технологиях, на новый уровень. Новые ценности методической работы на основе деятельностного подхода к работе взрослых заключаются в том, что подготовка педагога рассматривается как подготовка субъекта профессиональной деятельности, личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. А, значит, в профессиональном росте педагога важно не только накопление знаний, а углубленное проникновение в сущность технологии. Технология деятельностного метода обучения ориентирована на каждого конкретного педагога, требует от него личной мотивации к совершенствованию профессионального мастерства, критического мышления, умения учиться.

Методическая работа, построенная на основе технологии деятельностного метода, дала следующие результаты для коллектива педагогов нашего учреждения. Произошло развитие культуры самоанализа и самооценки результатов своей деятельности. В педагогическом коллективе раскрылись творческие ресурсы, и появилось стремление к освоению информационных технологий. Кроме того, отмечается положительная динамика утверждения социальных навыков педагогов: уверенность в себе, ответственность, умение рисковать, адаптироваться к переменам, ориентироваться в потоке информации, способность к обучению. К тому же, выстроенная по-новому методическая работа, явилась стимулом к трансляции педагогического опыта. И, как следствие всего этого, качество образования обучающихся и воспитанников приобрело стабильно позитивную динамику.

Привлечение педагогов к участию в управлении и перспективном планировании, делегирование полномочий стало более активным тоже благодаря организации методической работы в соответствии с принципом деятельности. Выросла социальная активность членов педагогического коллектива. Воспитатели, учителя, специалисты и администрация нашего учреждения стремятся работать в творческом союзе, который находит отражение в развитии самоуправляемых систем через участие педагогов в постановке целей, определении способов и средств их достижения, оптимальном распределении обязанностей и взаимозаменяемости, коллегиальном решении возникающих проблем.

Важной управленческой задачей является организация учебно-воспитательного процесса. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода обучения «Школа 2000…» дает в результате развитие ребенка, а не просто усвоение знаний, умений, навыков в строго заданном объёме.

За последние 4 года можно отметить:

  • рост познавательной активности обучающихся и воспитанников;
  • повышение мотивации к обучению среди контингента школы-детского сада;
  • обеспечение психологической комфортности всех участников образовательного процесса;
  • практическое развитие трудовых (учебных) навыков.

Освоение технологии деятельностного метода обучения позволило учреждению, во-первых, повысить имидж и востребованность учреждения, что характеризуется стабильным коллективом воспитанников и обучающихся, увеличением количества желающих поступить именно в наше учреждение.

Во-вторых, мы получили высокий образовательный результат. По итогам внешнего независимого мониторинга качества знаний наше учреждение в течение трёх лет обеспечивает результат, выше средних показателей по городу и области.

В-третьих, успешно осуществляется совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, возрастает эффективность использования современных информационных технологий.

Одним словом, можно с уверенностью говорить о повышении качества предоставляемой учреждением образовательной услуги.

Имеются позитивные отзывы родителей, чьи дети, начиная с 3-хлетнего возраста, проходят обучение в соответствии с дидактической системой деятельностного метода обучения «Школа 2000…». По результатам анкетирования можно отметить удовлетворенность образовательным процессом родительской общественности на 76%. Родители отмечают как положительные тенденции: высокий уровень подготовки детей, стабильные показатели заболеваемости, создание условий психологической комфортности, отсутствие перегрузок.

Таким образом, принятые управленческие решения по переходу на новую образовательную систему «Школа 2000…» на содержательном и технологическом уровне, способствовали развитию учреждения, повышению качества предоставляемой услуги, но в то же время не позволяют останавливаться на достигнутом. Работа учреждения по поиску путей прогрессивного развития каждого педагога, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации продолжается…


Скоро на сайте

  • Реализация ФГОС
  • Преемственность на ступени дошкольное образование – начальная школа
  • Педагогическое общение – фактор профессионального роста
  • И многое другое...
Новые публикации будут размещены в ближайшие дни, следите за обновлением.