Библиотека для родителей
Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей

Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей

Автор: Акимова Г.Е.

Книга поможет читателю найти ответы на самые важные вопросы, связанные с воспитанием ребенка. Подготовка к школе, неуспеваемость, отношения с учителями, школьные перегрузки, воспитание лидера, компьютер и ребенок, личная безопасность, разрешение конфликтов, курение, наркотики, тревожность, сексуальное просвещение - лишь небольшая часть освещаемых в книге тем.

Книга практического психолога Галины Акимовой «Как помочь своему ребенку» - это путеводитель по всем вопросам, возникающим у родителей в период подготовки ребенка к школе. В ней затрагиваются и другие проблемы, но основной набор – это все, на что требуется обратить внимание перед поступлением в школу: как выбрать учебное заведение, как оценить способности своего ребенка, какие проблемы можно предугадать заранее, и с чем неизбежно придется столкнуться и по возможности преодолеть. В книге почти не приводится конкретных методик, как бороться с какими-либо явлениями, она как проводник указывает на все особенности адаптации ребенка к взрослому миру.

  • Что такое готовность к школе?
  • Как преодолеть нежелание идти в школу?
  • Как бороться с неуспеваемостью?
  • Отношение к оценкам, к учителям и одноклассникам
  • Проблемы понимания
  • Школьная тревожность и перегрузки

В отличие от западных авторов, акцентирующих на индивидуальности и самостоятельности, наши педагоги и психологи чаще рассматривают проблемы адаптации в коллективе, в системе. Личность – личностью, а в наших школах еще не скоро каждый ребенок будет восприниматься учителем как отдельное существо, требующее особого подхода. Подбирая учебное заведение, родители часто ориентируются на свои предпочтения. А ведь для ребенка может иметь значение, например, возраст преподавателя, некоторые дети лучше контактируют с молодыми учителями, а другие – с более опытными, напоминающими им добрых бабушек.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы – те, кто в основном получают информацию через слуховой канал.

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойственен.

Знание об этих категориях достаточно важно для родителей и школьных педагогов. Например, кинестетику тяжело воспринимать и сказанное и увиденное, он купается в своих ощущениях: хочет ли спать, голоден, тепло ему или холодно, удобно ли сидеть. Если кинестетик не выспался, у него весь день насмарку, его трудно заинтересовать самым увлекательным в мире занятием. Поэтому кинестетик – это зубрила, ему легче запоминать уроки, заучивая их. Аудиалу о пройденном расскажет его внутренний голос, слуховая память воспроизведет все, о чем говорил учитель, иногда ему даже не требуется открывать учебник, чтобы освежить пройденную тему. Он отмахивается от претензий: я и так помню, я же все слышал!

Очень жаль, что категория «дискреты» осталась нераскрытой, мне было бы интересно прочитать и о себе, как вымирающем виде. %)

В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для родителей неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания.

Книга поможет родителям будущего или настоящего школьника понять свои собственные ошибки в воспитании. Раньше ведь как было: ребенок свой, собственный. Контроль – проще некуда, прижал к себе – и он никуда не идет. Школа – это неизвестность. Страх перед ней подогревают средства массовой информации: в школе ребенок не только получит знания, он еще может стать наркоманом, попадет в дурную компанию, неожиданно начнет воровать или проявлять немотивированную агрессию. Часто родители, стремясь как можно лучше понять, что же происходит на самом деле – а у страха глаза велики, да тут еще сосед Вася своего ребенка лупил, уму разуму учил, сам с горя спился, а дите у него все равно почему-то двоечник и хулиган – выбирают стиль воспитания, кажущийся им единственно верным. Вот типичные ошибки родителей, находящихся во власти стереотипов, продиктованных возрастом/опытом:

Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

Излишне требовательный стиль. Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

Охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем – вплоть до взрослых лет.

Излишне пылкий стиль. Свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

Небрежный стиль. Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

Угрожающий стиль. Проявляется в готовности наказать ребенка за любую большую или малую провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

Непоследовательный стиль. Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак – непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

Подкупающий стиль. В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

Кроме освещения нюансов подготовки и пребывания в школе автор дает много советов, как вести себя с ребенком в тех или иных жизненных ситуациях, которые могут случиться в каждой семье. Развод, потеря близкого человека, а так же актуальная тема, часто обсуждаемая в родительских форумах: рождение брата или сестренки.

Можно ли любить всех одинаково? Современные специалисты по вопросам воспитания утверждают, что это – иллюзия. Невозможно всех детей в семье любить одинаково. Уже потому хотя бы, что они – разного возраста. Так что не стоит упрекать себя, если не получается уделить внимание всем детям поровну. Да и как это можно измерить? Тем более что к детям разного возраста и внимание, и любовь нужно проявлять по-разному. Главное, чтобы не было явного предпочтения одного ребенка другому. Стоит понаблюдать за своими реакциями на одни и те же поступки и проявления старших и младших детей. Беспокойство и плач малыша воспринимаются как естественная реакция на какое-то неудобство или как проявление потребности. А такое же поведение старшего ребенка хочется назвать непослушанием и распущенностью. Между тем у него есть и свои потребности, и свои причины для недовольства.

Книга очень полезна для родителей, чьи дети через год-два отправятся грызть гранит науки – или уже учатся в средней школе, она написана доступным языком, и, хотя в ней содержится много информации о всевозможных страхах, немного остужает кипящую голову современного родителя, озабоченного предстоящим выходом своего чада в большой мир.


Центр «Школа 2000...»  рекомендует купить эту книгу: